00:00, 1 марта 2007 года

Крыша не для всех

Проблем в краевом центре накопилось немало, причем большинство из них актуальны для многих российских городов. Вполне обоснованные нарекания жителей краевого центра вызывает градостроительная политика, когда под ковш экскаватора идут детские площадки и зеленые насаждения. Согласно новому Жилищному кодексу РФ, жители многоэтажек являются собственниками земли, на которой стоят высотки. Городские власти должны устанавливать границы этих участков, но не делают этого, поскольку не заинтересованы, отметил П. Крашенинников. Но даже без четких границ земельных участков, по его словам, действия администраций муниципалитетов по застройке детских и спортивных площадок незаконны, их можно оспаривать в суде. И эффективнее всего это делать, объединившись, например, в товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Правда, как выясняется, граждане наотрез отказываются вступать в ТСЖ. Оно и понятно: около 70 процентов жилья в стране – ветхое и почти 90 процентов - вообще не подвергалось капитальному ремонту. Мэрии годами не выполняли своих обязательств, а теперь у них появилась возможность сбросить этот баласт коммунальных проблем на плечи создаваемых ТСЖ. Те – против. Единственный выход из сложившейся ситуации – выполнить капитальный ремонт объектов жилого фонда перед сдачей их в собственность ТСЖ или в крайнем случае власть должна взять на себя такие обязательства.

В последнее время больше других критике подвергается приоритетный национальный проект «Доступное жилье – гражданам России». Член экспертного совета общественной организации «Деловая Россия», заместитель руководителя комитета «Новая жилищная политика» Сергей Журавлев выступил в защиту нацпроекта, заявив, что тот позволил обнажить многие проблемы, копившиеся годами не только в сфере строительства, но и в ЖКХ. При этом он уверен, что сам по себе проект на первоначальном этапе вопросов доступности жилья не решит. Более того, может еще больше усугубить проблему из-за возникшего ажиотажа вокруг квадратных метров и действий спекулянтов.

При этом С. Журавлев вовсе не уверен в том, что государству так уж необходимо обеспечивать собственной крышей над головой всех граждан страны. Дело в том, что вопрос собственности, в том числе на жилье, в России законодательно урегулирован очень хорошо, возможно, как нигде в мире. Но есть серьезные правовые пробелы в области аренды жилья. Именно это направление сегодня и нужно развивать в первую очередь.

Рассказывая о проблемах современного города, С. Журавлев отметил, что от советской системы хозяйствования осталось множество проблем, которые только усугубила перестройка. В России много городов, которые проще снести и построить новые, чем восстанавливать прежние. Кроме того, центры городов перегружены во всех отношениях, поскольку там сосредоточены все жизненно необходимые блага: лучшие школы и детские сады, больницы и поликлиники. При жутком состоянии коммуникаций и жилья, как ни парадоксально, цены на квадратные метры в центре самые высокие. Для решения этих проблем оптимальным видится создание так называемых городов-спутников, которые будут располагать всей необходимой инфраструктурой и позволят решить вопрос с доступностью жилья.

Другой острой проблемой, которая мешает нормальному развитию городов, С. Журавлев назвал отсутствие генеральных планов застройки. Несмотря на указание президента страны, городские власти саботируют принятие градостроительной документации на перспективу, потому что чиновники в этом не заинтересованы. «Без плана можно строить где попало и как попало», - резюмировал он.

В запустении находятся многие объекты городского коммунального хозяйства. Износ большинства из них составляет не менее 60 процентов. Для решения проблемы необходимы инвестиции, считает главный эксперт по мониторингу ЖКХ РАО «ЕЭС» Елена Коновалова. Частный бизнес готов участвовать в восстановлении городского хозяйства, но требует приемлемых условий. Но рано или поздно рынок придет в сферу ЖКХ, отметила она. При этом роль регулятора тарифов предполагается сохранить за местными властями.