00:00, 22 февраля 2007 года

Два генерала и все, все, все…

Ребятишки воспитывались в строгости и труде, как и положено было тогда в крестьянских семьях. Никакой школы поблизости не было, и старший из мальчишек, Проша, самостоятельно постигал грамоту. Забегая вперед, скажу, что в жизни ему придется много учиться – на курсах начальствующего состава, затем высшего комсостава, потом в двух академиях. Но, глядя на босоногое свое потомство в стираных-перестираных косоворотках, Логвин Гаврилович и Домна Васильевна даже предположить не могли, каких высот достигнут их дети в военном деле…

Прокофий участвовал в Первой мировой войне, за боевые отличия на фронтах награжден четырьмя Георгиевскими крестами. После революции был волостным военным комиссаром в Ставропольской губернии. В Гражданскую командовал партизанским отрядом, который позже был преобразован в полк. Воевал на Южном и Западном фронтах командиром эскадрона, полка и помощником командира кавалерийской бригады.

Участвовал в национально-революционной испанской и советско-финляндской войнах. В июне сорокового года он получил генеральские погоны. А потом война повела генерала и его солдат огненными дорогами – кого-то впереди ждали лавры победителей, другим суждено было навек остаться молодым. В боях за Сталинград погиб самый младший из семьи – командир полка Николай Романенко.

Прокофий Романенко командовал танковой армией, был заместителем командующего Брянским фронтом. Возглавляемые им войска принимали участие в Ржевско-Сычевской операции, в Сталинградской и Курской битвах, в Белорусской операции. Вот когда пригодился его опыт, полученный в тридцатых еще годах. Мало кто знает, что перед войной мнения советских военных специалистов по поводу применения танков резко разделились. Довольно влиятельные и авторитетные чины заявляли, что нам следовало бы поучиться у испанцев и использовать их мелкими подразделениями исключительно для поддержки пехоты. Со всей своей горячностью, прекрасно понимая, чем рискует, молодой генерал доказывал обратное на Военном совете в декабре предвоенного года. Свою теорию Прокофию Романенко блестяще удалось подтвердить на практике: во время Сталинградской битвы впервые был осуществлен массированный удар танками при мощной поддержке авиации и артиллерии. Здорово пригодилась его командирская мудрость и когда наши войска прорвали серьезную оборону противника на Бобруйском направлении и при форсировании реки Щары.

Соединение генерал-полковника П. Романенко за время войны прошло шесть тысяч километров и добрую их половину – с боями. Военные историки подсчитали, что его солдаты и офицеры форсировали почти сотню рек, освободили 80 крупных городов, а число деревушек да сел и вовсе невозможно подсчитать.

После войны наш земляк командовал войсками Восточно-Сибирского военного округа. Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова первой степени, двумя орденами Кутузова первой степени, медалями и иностранными орденами. Но, к сожалению, он рано ушел из жизни. Похоронили бывшего мальчишку из хутора Носачева, как и полагается генералам, с почестями – на Новодевичьем кладбище в Москве.

Здесь же покоится прах его брата Петра – тоже генерала, Героя Советского Союза. Эту высшую награду он получил за умелое руководство дивизией и личную храбрость - именно он и его солдаты первыми прорвали Ленинградскую блокаду и освободили рабочий поселок Ропша Ленинградской области.

После войны Петр Романенко, как и его старший брат, тоже окончил военную академию Генштаба, жил в Москве, много лет был заместителем начальника курсов «Выстрел». Шесть орденов, в том числе и орден Александра Невского, десяток боевых медалей – таков краткий отчет о его ратном пути. Именем Героя Советского Союза Петра Романенко в освобожденной им Ропше назвали улицу. Есть такая улица и на его родине – селе Благодатном Петровского района. А еще он является почетным гражданином города Нарва в Эстонии.

Петра Романенко уже больше двух десятилетий нет с нами, но есть память – в музеях, книгах, названиях улиц. Его родственник Иван Васильевич живет сейчас в Ставрополе, с гордостью носит фамилию знаменитых своих дядьев и отца - разведчика, пропавшего без вести в сорок третьем при форсировании Днепра. Он собрал богатый материал о своих героических предках. Бережно хранит пожелтевшие фотографии, знает все памятные даты их биографий, помнит рассказы своей матери и дяди Пети – когда они встречались, беседы длились до рассвета. 20-летний Иван слушал рассказы о войне, о том, чего невозможно было найти в учебниках, что называется, раскрыв рот. Жестокую правду мальчишка впитывал, как губка, чтобы рассказывать о ней своим детям. Вот когда он познал истинное значение выражения «обратная сторона медали».

Ушли из жизни боевые генералы Романенко. Их внукам, которые живут сейчас в Ставрополе, Дивном, Малой Джалге, Киевке, Благодатном, уже далеко за сорок. Никто этой фамилии не посрамил, род от деда Логвина пошел крепкий, добротный, хоть сам он грамоты не знал и умел только хлеб растить да за скотиной ухаживать. Но самая главная его заслуга в этой жизни – дети, которыми он гордился без меры, однако в глаза никогда не хвалил – по его собственному признанию «чтоб не спортить хлопцев».