00:00, 10 февраля 2007 года

Вот такая уха. Не для всякого уха

И неспроста. Креативные изыски рекламщиков, готовых любыми способами привлечь внимание клиентов, иной раз приводят к совершенно обратному эффекту. Вспомним хотя бы отгремевшую пару лет назад рекламную байку с «уступчивым» пылесосом, готовым оказывать услуги буквально за копейки. Думается, что знаменитые билборды увидели и запомнили тогда многие, но вряд ли реклама, вскоре запрещенная, существенно увеличила спрос на товар.

Простенькие щиты, не так давно «украсившие» улицы краевого центра, с надписью «А вы уху ели?», наверное, могут получить не меньший резонанс. Казалось бы, вся неожиданность вопроса сразу сходит на нет, когда ниже читаешь простенькое название ресторации славящейся традициями русской кухни… Если бы не склонность человеческого мозга к разного рода ассоциациям, в том числе и языковым. Думаю, озвучив незамысловатый вопрос с билборда, читатель сразу догадается, о чем я. Такая игра слов не только вызывает улыбку, а, прямо скажем, уже задевает и оскорбляет.

Безусловно, можно обвинить меня в излишней придирчивости и занудности. Мол, зачем искать то, чего в рекламном тексте, возможно, и нет… Признаюсь, посещали те же мысли. Пока не нашлись такие же «оскорбленные», как и я: возмущения регулярно слышатся и в общественном транспорте, и на городских улицах. Потому не думаю, что креативные авторы не чувствовали «пограничность» формулировки вопроса: один гласный звук кардинально меняет весь смысл написанного...

К сожалению, в очередной раз приходится констатировать, что в борьбе за внимание потенциального клиента современные рекламодатели и исполнители их заказов не брезгуют ничем. Причем нестандартность подходов часто слишком приближается к пошлости и похабности. Непристойность почему-то настойчиво прорывается сквозь все запреты и морально-этические нормы. А зрителями, слушателями, читателями становимся мы все.

Ругать и обсуждать рекламу – дело, конечно, неблагодарное. В классических учебниках она даже называется двигателем торговли. Куда мы без нее сейчас? Однако общие вопросы все так же актуальны.

– В связи с этим можно только снова спросить: где же находятся нравственные ориентиры нашего общества? – говорит Николай Марьевский, известный на Ставрополье журналист, несколько лет возглавлявший совет по этике краевой журналистской организации. – Запретить подобные вещи очень сложно, но нельзя же откровенно уходить от здравого смысла и морали. Действительно, можно (а в компании даже нужно) на той же рыбалке вовсю хвалиться знанием различных вариаций безвинных фраз. Но общество не зря утверждает свои негласные порядки и правила, с которыми стоит считаться.

Юлия ПЛАТОНОВА