00:00, 9 февраля 2007 года

Мир начинается с... игрушки

В относительно небольшом музейном зале у посетителя, что называется, глаза разбегаются от разнообразия и оригинальности расположившихся в витринах матрешек, барынь, лошадок, птичек-свистулек, причудливых зверушек. Каждую хочется потрогать, чтобы убедиться, что это рукотворное чудо – не картинка, а вполне осязаемый предмет... Представляете, каково ребятишкам: видеть все это за стеклом?!

Во всем мире сегодня известна дымковская игрушка. В Дымковской слободе города Вятки издавна существовал керамический промысел. Здесь производили для продажи на весенней ярмарке - «свистопляске» или «свистунье» - огромное множество глиняной игрушки. А еще была знаменитая дымковская барыня-красавица: она олицетворяла великое, вечно прекрасное материнство, непреходящую ценность семьи, любви, дома, продолжения рода, продолжения жизни. Каргопольская игрушка попроще по своей форме. Крестьяне Каргопольского уезда Олонецкой губернии издавна занимались гончарством и, кроме посуды, из той же самой черной глины лепили игрушки. В мифологических зверях-полулюдях, животных с человечьими ликами, двухголовых чудищах запечатлена память о тех далеких временах, когда человек ощущал себя единым с окружающим миром, будь то зверь, дерево, растение, река, ветер или солнце.

А вот мастера из деревни Филимоново Одоевского района Тульской области из всех детских забав предпочитали глиняные свистульки. Расписывали их цветными полосками, орнаментом в елочку, цветочек. Наряду с изображениями животных – медведей, коней, птиц – им хорошо удавались юмористические образы людей: по-своему экстравагантных барынь, молодцеватых солдат, одетых по моде середины XIX века. Не менее экспрессивны Абашевская, Жбанниковская, Романовская, Хлудневская игрушки, с виду вроде бы простые, а то и архаичные, но вместе с тем живо, непосредственно отражающие народные традици.

Так же, как и глиняная, испокон веков существовала на территории России и деревянная игрушка. Страна лесистая, дерева много, и использовали его очень искусно. Причем тематика деревянной игрушки сродни глиняной: это все те же всевозможные свистульки, фигурки коней, птиц, зверей, людей. Наиболее прославленный в России промысел деревянной игрушки – богородский, родом из села Богородского, что под Сергиевым Посадом. Как разнообразны сюжеты богородской деревянной игрушки: «мужички», «ездочки» и «пастушки», кони, парные и одиночные упряжки, широкий набор птиц, зверей, среди которых любимый персонаж – медведь.

Одним из широко известных промыслов расписной деревянной игрушки является Полхов-Майдан Нижегородской области. Здесь изделия обрабатываются на токарном станке, затем поверхность грунтуется, расписывается анилиновыми красками и покрывается бесцветным лаком. Эти яркие игрушки сразу же привлекают к себе внимание сочностью цвета, всепобеждающим оптимизмом, жизнелюбием, радостной эмоциональностью. Другой старинный игрушечный промысел Нижегородской области зародился возле Городца. Эта игрушка известна под названием городецкая топорщина, и ее можно отличить по особому, на редкость выразительному стилю. Больше всего делали здешние кустари коньков в упряжке - по одному, паре, тройке, затем ставили их с возчиками на колеса и получался целый экипаж..

Самобытный промысел сложился в конце XIX века в деревне Федосеево близ города Семенова, известного знаменитой хохломской росписью. Яркая раскраска, нанесенная по желтому фону – «канарейке», стала характерной для федосеевской игрушки. Игрушки здешних мастеров отличаются исключительным разнообразием типов, а в наше время это разнообразие дополнила техническая игрушка: автомобили, самолеты, трамваи, пароходы и т. д. И все это собрано, сколочено, построено из строганых дощечек, тесаных палочек, лучинок, почти щепок.

На севере Архангельской области основным исходным материалом для игрушки, помимо дерева, стала береста. В давние-давние времена, по поверьям, эти игрушки должны были отгонять злых духов. Особенно интересны сложные по деревянной резьбе и берестяному плетению погремушки-шаркунки.

Помимо предоставленной «РОСИЗО» коллекции народных игрушек, в экспозицию ставропольские музейщики включили часть изделий из фондов музея. Это собрание старинной керамики, приобретенное почти сто лет назад одним из основателей музейного дела в Ставрополе Г. Прозрителевым. Как рассказала Галина Гончарова, заведующая Домом-усадьбой художника В. Смирнова, в 1914 году в Санкт-Петербурге проходила крупная выставка народных промыслов России, где Прозрителев увидел работы умельцев из Опошни Полтавской губернии. Увидел, восхитился и купил. Потому что знал, с какой радостью встретят эту керамику жители Ставрополья: ведь среди них было очень много выходцев с Украины. Надо сказать, прозрителевская коллекция гармонично вписалась в экспозицию, придав ей еще больше оригинальности и того неповторимо теплого очарования, какое всегда буквально излучают творения народных мастеров.

*****

С первого дня выставки не иссякает поток детворы, приходящей полюбоваться на это яркое искусство. Кроме того, на базе экспозиции, помимо традиционных экскурсий, запланировано проведение мастер-классов по художественной лепке. Думается, и нынешним талантливым ребятам эти занятия могут дать немало нового и полезного, приобщая будущих мастеров к славным традициям народных промыслов.