00:00, 30 января 2007 года

Почему муниципалы такие бедные

Работа над ошибками

В числе главных гостей важного мероприятия присутствовали депутаты Госдумы: председатель ВСМС Валерий Гальченко и Анатолий Семенченко, главный советник Департамента внутренней политики администрации президента РФ Сергей Невар, председатель ГДСК, председатель Ставропольского регионального совета ВСМС Юрий Гонтарь.

Любопытно, что именно «Единая Россия» и другие, по инициативе которой, в свое время и был принят вышеупомянутый закон, выступила организатором меро-приятия, указывающего на все минусы этого документа и все недоработки, возникающие по ходу его реализации.

В зале, заполненном депутатами различных уровней и представителями муниципальной власти, не было свободных мест. Муниципальная элита, не понаслышке уже познавшая, что на самом деле означает «реформа местного самоуправления», громко аплодировала докладчикам. Видимо, чиновникам с мест было приятно слышать, что не одни они считают, что с этой самой реформой что-то не в порядке.

Юрий Гонтарь напомнил, что общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» была учреждена в мае 2006 года на Всероссийском съезде в Москве. И за этот недолгий период была проведена значительная работа по становлению новой организации, которая призвана защищать интересы муниципальной власти, поддерживать ее во всех государственных органах.

- Мне приятно, что сегодняшний форум проходит в Ставропольском крае, - подчеркнул Ю. Гонтарь, - потому что Ставрополье уже третий год реализует реформу местного самоуправления.

Потом на трибуну вышел В. Гальченко.

- Я глубоко убежден, что сегодня муниципалитетам требуется поддержка и защита,- начал он свою речь, - создание нашей организации обусловлено необходимостью корректировки реформы местного самоуправления, которая была задумана для достижения благих, важных целей: приблизить власть к людям, навести порядок во взаимоотношениях различных ее органов, обеспечить исполнение каждого полномочия финансовыми средствами, создать условия для выравнивания социально-экономического развития разных муниципальных образований.

В. Гальченко с сожалением констатировал, что по мере реализации реформа все больше отклонялась от ранее намеченных целей. А пресловутое приближение власти к людям кончилось раздроблением муниципальных образований и ослаблением многих из них. В итоге вместо наведения порядка в межбюджетных отношениях мы получили резкую централизацию средств. Вместо создания финансовых основ - тотальное обнищание муниципалитетов. По убеждению Валерия Владимировича, сложившаяся ситуация - следствие того, что на принятие этого закона и на его последующую реализацию активное влияние оказывали самые разные уровни власти, кроме муниципального.

- Существующие сегодня финансовые основы сформированы под влиянием финансово-экономического блока правительства,- сказал он. - В данном случае я имею в виду в первую очередь министра А. Кудрина. Именно он предлагал такое распределение налогов, которое в конечном итоге и было получено. Муниципалы на это вообще не могли повлиять.

Реальный ресурс

Между тем, ни для кого не секрет, что на начало реформы местного самоуправления в стране действовали 49 организаций, объединяющих малые и большие города. По утверждению

В. Гальченко, в отличие от них, Всесоюзный совет местного самоуправления поддерживают администрация президента и партия власти.

-У нас есть ресурс, при помощи которого мы начинаем менять ситуацию, -подчеркнул В. Гальченко. - Но только активность муниципальной общественности на местах превратит ВСМС в реальную политическую силу.

Продолжая свою мысль, председатель ВСМС сообщил, что для активизации депутатского корпуса в ближайшее время при ВСМС будет создан клуб депутатов, которые станут осуществлять оценку важнейших решений, касающихся местного самоуправления и жизни страны в целом. Кстати, по такому же принципу при ВСМС уже создан клуб мэров.

Цифры и факты

По словам В. Гальченко, сегодня в стране отсутствует реальная муниципальная статистика. Но главное — отсутствует федеральная, региональная и, как следствие, местная политика по развитию муниципального сектора экономики. А межбюджетные отношения, которые должны стать основным инструментом этой политики, не выполняют своих функций. Реализация реформы показала, что именно межбюджетные отношения тормозят успешное внедрение ее принципов.

По данным Счетной палаты РФ, на сегодняшний день лишь 2% муниципалитетов имеют бездефицитные бюджеты. Столько же местных бюджетов работают с профицитом. Таким образом, растет зависимость «муниципалов» от вышестоящих уровней власти, а размер трансферта определяется на основании практики предыдущих лет. «Такое планирование «от достигнутого» привело в свое время к распаду Советского Союза», - заключил депутат.

На основании предложений ВСМС было внесено около 60 поправок в проект бюджета страны. Далеко не все удалось отстоять. Однако, некоторые из них все-таки были приняты Госдумой РФ и нашли отражение в заключении бюджетного комитета. В частности, правительству было рекомендовано внести закон о финансовом оздоровлении организации жилищно-коммунального хозяйства, которое остается самым затратным полномочием местных властей. Данные Счетной палаты РФ показали, что предприятия ЖКХ должны бюджетам разных уровней 360 млрд. руб. Жилищно-коммунальная реформа также требует от местных бюджетов проведения капитальных ремонтов муниципального жилого фонда. Естественно, что большинство из них не способно профинансировать это решение.

Еще одно направление деятельности ВСМС - поправки к налоговому законодательству. По мнению В. Гальченко, необходимо пересмотреть порядок исчисления налога на доходы физических лиц. Целесообразнее зачислять поступления от этого налога (до 50 процентов) не по месту работы налогоплательщика, а по месту его жительства. Во-первых, всеми бюджетными услугами человек пользуется в том муниципалитете, где он реально проживает. А во-вторых, таким образом можно будет стимулировать местные власти к политике по привлечению населения на свою территорию.

Другой, главный для местных бюджетов налог - земельный - тоже нуждается в проработке. Парадоксальная ситуация: предприятие успешно развивается, а территория, на котором оно находится, бедствует. Ни для кого также не секрет, что имеющиеся сегодня данные о собственниках земельных участков далеко не полны. И сведения, которые есть в налоговых органах, совершенно не совпадают с той базой, которая передана муниципалитетам.

- Кадастров нет, земельные участки не оформлены, границы населенных пунктов зачастую отсутствуют, нет имущественных реестров… О каких налогах мы говорим?! - возмущался В. Гальченко.

Форум Всероссийского совета местного самоуправления закончился принятием традиционной резолюции и решения. Едва ли не все пункты этих итоговых документов начинались со слов «одобрить», «принять» и «поддержать».

Лариса КУЛАГИНА