00:00, 23 января 2007 года

Взамен - целый мир

- Виктория Юрьевна, чего ждете как член жюри от конкурса?

- Что появятся новые имена талантливых людей, новые идеи. Это случается на каждом таком мероприятии. Конкурсанты представили авторские программы, в которых немало интересного. Кроме того, это событие, на мой взгляд, очень важно для поднятия престижа профессии.

- Учреждения дополнительного образования есть и в культуре - музыкальные, художественные, хореографические школы. Чем отличается работа педагога допобразования в домах детского творчества, центрах, подобных вашему, от деятельности преподавателей этих школ?

- В нашей сфере, на мой взгляд, педагог творчески более раскован, он не ограничен рамками образовательных стандартов. Именно этот всплеск творчества мы обычно и видим на конкурсах. Кстати сказать, в обычных средних школах тоже сейчас появляются ставки педагогов дополнительного образования, что помогает организовать досуг детей во второй половине дня. Особенно важно это в небольших населенных пунктах.

Впрочем, проблемы и у нас, и в культуре общие. Прежде всего молодые кадры, вернее, их отсутствие, хотя на Ставрополье есть и средние специальные, и высшие учебные заведения, которые готовят хореографов, вокалистов, преподавателей изобразительного искусства и т. д. В нашем центре, например, работают специалисты, которым от 35 до 50 лет. По краю около 60 процентов педагогов дополнительного образования – старше 45 лет. Особенно сложно на селе. Туда молодые просто не едут. Чтобы эту политику изменить, нужно прежде всего позаботиться о жилье для специалистов допобразования и приличной заработной плате. В нашей сфере она сейчас не превышает трех с половиной тысяч рублей.

Вторая сложность – отставание развития материальной базы от современных требований и даже от творческого роста педагогов. Под новые идеи нужна и хорошая компьютерная техника, и яркие сценические костюмы, и обновление музыкальных инструментов. В нашем центре, который является ведущим в крае по художественно-эстетическому направлению, в вокально-хореографической студии «Степные зарницы», к примеру, остался один хороший баян. Я уж не говорю о том, как сложно приобрести рояль, пианино. Средства на костюмы мы в последний раз получили от министерства образования края в 2004 году – экипировали ансамбль барабанщиц. В большинстве случаев эти материальные заботы ложатся на плечи родителей.

Требует перемен и структура занятости детей в сфере дополнительного образования. Налицо – перегрузки. Обычно ребята, которые у нас занимаются, одновременно посещают музыкальные, художественные школы. Не говоря уже об учебных нагрузках в школах. В этих условиях нужно как-то упорядочить количество мероприятий – районных, городских, краевых, в которых тоже, как правило, участвуют одни и те же дети.

Мы сейчас принимаем ребят не просто в кружки или секции, а производим набор в творческие коллективы, каждый из которых имеет пяти-семилетнюю программу. Это требует от них долговременного и кропотливого труда.

- А что они получают взамен? Ведь ваш центр эстетического воспитания, в отличие, скажем, от хореографической школы, не ставит перед собой задачу воспитать будущую Галину Уланову…

- Должна сказать, что и из центров дополнительного образования, домов детского творчества выпускники творческих коллективов и студий уходят в профессионалы. Например, ансамбль «Слобода» при краевой филармонии состоит из наших воспитанников. А, кроме того, через творчество, через упорную работу над собой ребенок осознает себя. Мы стали это особенно понимать, когда наши дети начали участвовать в научных конференциях различного уровня. Сейчас готовим научно-практическую конференцию по семейной политике. Ее участники не только педагоги и ученые, но и ребята. На своей секции они будут говорить о культурных традициях в их семьях и о том, как вовлечь родителей в деятельность центра. У них есть опыт – участие в художественно-эстетических конкурсах «Моя поющая семья», «Моя бабушка», которые проводились на нашей базе.

Так что педагоги дополнительного образования учат не только петь, рисовать или конструировать…