00:00, 12 января 2007 года

Конец света обставят щепетильно

Настроение у меня испортилось моментально, как только заглянула в почтовый ящик и обнаружила там уведомление, что задолжала МУП «Горэлектросеть» 650 рублей. Вот так номер, подумала я, вроде плачу аккуратно и регулярно. Прочитала извещение еще раз внимательней: да, адрес, номер лицевого счета, имя и отчество мои. Фамилия же и показания счетчика – нет. Особенно «убила» приписка в конце извещения: «В случае неоплаты задолженности подача электроэнергии будет ограничена без повторного предупреждения, а также будет производиться начисление за пользование чужими средствами». Тут же был указан номер телефона абонентского отдела, в котором можно получить все разъяснения. В полном недоумении я попыталась дозвониться по указанному телефону. Увы – все время занято. Прикинув, что от наших коммунальных служб можно ждать всего чего угодно и что с них вполне станется обрезать мне свет, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, решила навестить организацию лично.

...Советское поколение наверняка помнит, какая давка возникала порой в магазинах, когда там «выбрасывали» дефицитный товар. Точно такая же картина ждала меня в абонентском отделе «Горэлектросети»: духота, битком набитый находящимися в полуобморочном состоянии посетителями зал, издерганные, раздраженные сотрудники. Крик, гам, присесть негде, старушкам, томящимся в очереди, время от времени делается дурно. Сообразив, что быстро к заветному окошку не пробиться, поспешила на работу. Где и выяснилось, что в своей «беде» я не одинока: одному из наших пришла точно такая же «страшилка» с умопомрачительным счетом на три тысячи рублей. Судя по извещению, получилось, что он не платил за электроэнергию более полугода. Обеспокоенный тем, что энергетики могут его «обрезать» «без суда и следствия», обеспокоенный человек отправился разбираться в «Горэлектросеть». Ему потребовалась неделя(!) хождения по кабинетам и приемным, чтобы доказать энергетикам, что он честный плательщик и ничего не должен.

Наверное, никому не надо объяснять, как здорово у нас умеют служащие присутственных мест «погонять» простого гражданина за различными справками, уведомлениями и прочей канцелярщиной. В конце концов выяснилось, что кто-то из сотрудников организации что-то напутал с номерами лицевых счетов и поэтому деньги «виновника» зачисляли на счет совершенно иного гражданина. Тем временем число обратившихся в редакцию граждан, которых энергетики походя обвинили в недобросовестной оплате электроэнергии, множилось и множилось. Люди погоревали.

Разбираться в ситуации довелось вместе с исполнительным директором ОАО «Городские электрические сети», которое собственно и осуществляет сбыт электроэнергии населению, Игорем Самарджиди. По его словам вышло, что энергоснабжающая организация в целях борьбы с неплательщиками провела широкомасштабную кампанию по выявлению должников: снимали показания счетчиков у всех потребителей, сверяли их с платежными документами, в результате чего и появились подобные извещения. На вопрос, откуда же столько ошибок, Самарджиди пояснил, что виной всему, вероятно, человеческий фактор, сбой компьютера, ошибки при занесении в базу данных и так далее. Кроме того, выяснилось, к широкомасштабной кампании по борьбе с «выбиванием долгов» «Гор-электросеть» привлекла не только «профессиональных» контролеров, но и практически весь личный состав организации, вплоть до ремонтных бригад воздушных и кабельных линий.

- Непрофессиональный, если так можно выразиться, контролер может и неправильно снять показания счетчика, и ошибиться в цифрах, да и откровенно схалтурить? - интересуюсь у Игоря Юрьевича.

- Да. Поэтому мы уже вынесли соответствующее распоряжение о проведении детального инструктажа тех, кто будет ходить по домам и снимать показания счетчиков. К тому же решено обеспечивать персонал фонариками на случай, если в подъезде будет темно и цифры счетчика плохо видны.

- Судя по очередям в абонентский отдел, должников у «Горэлектросети» просто неимоверное количество. А ведь выясняется, что добрая половина тех, кто вынужден тратить свое время и портить нервы, – добросовестные плательщики.

- По факту ошибок я могу сказать только одно: не ошибается тот, кто ничего не делает. Действительно, возникают разного рода накладки и зачастую не по нашей вине. К примеру, у нас заключены договоры с несколькими организациями, через которые граждане могут оплачивать электроэнергию. Так вот, из них только Городской расчетный центр вовремя нам перечисляет деньги, полученные от горожан за потребленную электроэнергию. Остальные нередко задерживают перечисления, а порой квитанции плательщиков и вовсе теряются. Поэтому некоторые ставропольцы даже без вины начинают числиться должником.

- Раз вы понимаете, что вины людей зачастую нет, зачем рассылать подобные угрожающие извещения и пугать народ отключением? Или это такой своеобразный «ход конем»?

- Можно сказать и так. Добросовестному плательщику бояться нечего, а на того, кто месяцами не платит за электроэнергию, такое извещение, может, и подействует. К тому же к отключению электроэнергии мы подходим очень щепетильно и никогда не «отрезаем» потребителя без предварительного тщательного «разбора полетов».

В заключение Игорь Самарджиди предупредил, что, несмотря на то, что первый блин вышел комом, кампании по борьбе с задолжниками станут регулярными.

P. S. Вот собственно и все. Инцидент вроде как исчерпан. И я, и еще многие-многие ставропольцы «чисты» перед горэлектросетью. А осадок все равно остался. Наверное, потому, что ни передо мной, ни перед другими людьми, которым «хлопотами» горэлектросети причинено столько неудобств, никто не извинился. Во всяком случае, я подобного извинения не получила. Как это по-российски…