00:00, 11 января 2007 года

Избирком против PR-забастовок

- В одном из своих предыдущих выступлений вы сказали о том, что низкая явка избирателей на участки для голосования создает широкое поле для манипуляций. Могли бы пояснить, о чем речь?

- Существенным изменением в этой области является усиление ответственности за нарушение ФЗ от 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности». Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство или неполноценность граждан по всем этим признакам, языковой принадлежности, а также агитация с пропагандой и демонстрацией нацистской атрибутики или символики.

Впервые в российском избирательном законодательстве введен запрет на нарушение прав интеллектуальной собственности. Как известно, ничейной музыки или песен не бывает, за исключением разве что произведений устного народного творчества. С иском о защите авторских прав в суд может обратиться не только правообладатель, но и любой гражданин или конкурирующее политическое объединение. Если факт нарушения будет установлен, это может привести к отмене регистрации кандидата или списка кандидатов, в чьих предвыборных материалах незаконно использовался чужой интеллектуальный продукт.

По новым правилам также запрещена критика кандидатов и представителей политических партий в адрес конкурентов.

- Многие полагают, в этом случае избирательные кампании утратят остроту, что может привести к снижению интереса избирателей к выборам.

- Не разделяю подобных опасений. Введенный законодателями запрет на критику касается только демонстрации агитационных роликов или выступлений кандидатов, их представителей в телеэфире и не относится к проведению различных круглых столов и дебатов. То есть лицом к лицу, а не за спиной политических оппонентов кандидаты во власть могут критиковать друг друга сколько угодно. Кроме того, закон не распространяется на печатные средства массовой информации.

- Кто будет следить за исполнением этого пункта и решать, что считать критикой, а что – нет?

- Предупредить и пресечь всевозможные нарушения закона только силами избирательных комиссий невозможно. В этом нам существенно помогают избиратели, а также кандидаты, конкурирующие с нарушителями, правоохранительные органы. При избиркоме края создана рабочая группа по информационным спорам, которая и будет рассматривать все жалобы и заявления о нарушениях. В ее состав, помимо членов избирательной комиссии, вошли также журналисты и редакторы краевых СМИ, в том числе и редактор «Ставропольской правды» Василий Балдицын.

- Виктор Иванович, охарактеризуйте общее состояние политических партий. Что, по вашему мнению, способствует их развитию, а что, напротив, – тормозит?

- К сожалению, из почти 21 регионального отделения партий реально проявляют себя не больше 10. С другой стороны, в течение последних двух лет отмечается активизация работы этих политических объединений: от кампании к кампании растет количество кандидатов, выдвигаемых партиями на муниципальных выборах. Например, в прошлом году партийная прослойка зарегистрированных кандидатов на должности глав муниципалитетов составила больше 20 процентов, а кандидатов в депутаты местных представительных органов – около 43 процентов, что значительно выше, чем на муниципальных выборах в декабре 2005 года. Тогда эти показатели составляли около 10 и 20 процентов соответственно.

Что касается условий, способствующих развитию партийной системы на Ставрополье, - это, без сомнения, переход к смешанной системе выборов депутатов в региональные парламенты. Партии получили право выдвигать не только кандидатов-одномандатников, но и списки.

А вот чрезмерное количество запретительных норм и ограничений в избирательном законодательстве, в том числе регламентирующих участие партий в выборах, недостаток опыта и ярких харизматических лидеров, по моему мнению, тормозят развитие политических объединений. С чем согласен и председатель Центральной избирательной комиссии РФ Александр Вешняков.

- В одном из своих предыдущих выступлений вы сказали о том, что низкая явка избирателей на участки для голосования создает широкое поле для манипуляций. Могли бы пояснить, о чем речь?

- В арсенале так называемых «черных пиарщиков» имеется такой инструмент, как организация масштабных акций по снижению явки какой-либо из многочисленных категорий граждан. В одном из регионов страны, например, проводилась «пенсионная забастовка», направленная на снижение явки избирателей пенсионного возраста и «сочувствующих» им. В результате, по некоторым оценкам, на участки не пришли до четверти избирателей этой категории. В итоге путем несложных арифметических действий можно легко определить минимально необходимое количество сторонников «нужной» партии, на работе с которыми и следует сосредоточить все усилия для их активного голосования.

К сторонникам и потенциальным избирателям политических оппонентов применяются всевозможные PR-технологии и административный ресурс для снижения их активности и неявки на участки. Задача избирательных комиссий совместно с правоохранительными органами и общественностью – предотвращать распространение подобных технологий. Кроме того, крайизбирком намерен активно работать с избирателями, чтобы повысить их активность при голосовании, несмотря на то, что порога явки для признания выборов состоявшимися теперь не существует.