СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА ГОСТЕВАЯ КНИГА КАРТА САЙТА
ОТДЫХАЙ! RELAX. Все об отдыхе, туризме, спорте, досуге
ВЫБОРЫ ГДСК
ЭКОНОМИКА
• Купи-продай. И не прогадай
• Налог на туфли
ОБЩЕСТВО
• Кто «давит» СМИ
• Рожать можно, стирать - нет
• Взрослеем в реформах
• Зачем почтальону Интернет
• Нам будет грош цена…
• Овца газету украшает!
ОБРАЗОВАНИЕ
• Вот вам и ноу-хау
КУЛЬТУРА
• Бездонная яма проблем
• Давайте любить своих и свое
• Эй, вы там, наверху!
СПОРТ
• Прорвало только "Шинник" и "КАМАЗ"
ЮМОР
• Анекдоты
ОТДЫХАЙ !
• Автостопом - на край земли
• Пешком, бегом, на великах и роликах
• Болеем за Сочи
• Гороскоп
с 26 марта
по 1 апреля

Первый открытый конкурс интернет-проектов Ставропольского края 'ПоСети!'
Подписка на газету 'Ставропольская правда'
Рассылки
Subscribe.Ru
Ставропольский край - новости
ПАРТНЕРЫ:
• АРС-ПРЕСС
• Государствен-
ная Дума СК

• "Вечерний Ставрополь"
Звезда. Пермская областная газета
ИНФО-
ПОДДЕРЖКА:
• "Юца. СКДК"
• Футбольный клуб "ДИНАМО"
• МОТО-форум Ставрополья
РАБОТА26.ru - Работа в Ставрополе и Ставропольском крае

Давайте любить своих и свое

Светлана СОЛОДСКИХ

Давайте любить своих и свое Тот, кто первым придумал разделить русскую литературу на провинциальную и непровинциальную, местную и столичную, был просто-напросто хитрецом, сумевшим извлечь известную прибыль: «разделяй и властвуй». Литература может быть либо хорошей, либо плохой и никакой другой больше. Впрочем, в XIX веке к слову «провинциальный» относились уважительно, ну да проблема уже в другом. Теперь, когда стало ясно, что русская литература в ее привычном понимании появляется лишь там, где сохраняются традиция и правда, пришло время сказать себе очевидное: никто за нас не сбережет нас, не поддержит и не оценит. Никто и ничто. И речь даже не об отсутствии или наличии государственной или иной поддержки, а об окончательном осознании изменившегося времени, в котором изо дня в день все подвергается «последнему» испытанию: кто есть кто? И что есть что? Сама Россия, ее многовековая культура, душа и вера людей и населяющих ее народов…

С этими весьма несуетными мыслями я и погрузилась в чтение сразу четырех выпусков журнала «Литературное Ставрополье» за 2006 год. И пришла в итоге к убеждению: полноценная живая литература у нас существует на расстоянии вытянутой руки, и литературный журнал превратил ее в явление материальное, ибо мысли и чувства ее авторов – реальная сила, ищущая своего приложения. Поэтому, на мой взгляд, проблема формулируется следующим образом. То, что писатели и поэты Ставрополья не миф, доказывать не надо, остается лишь понять, как обстоит дело с читателями. Раньше ведь и в голову не приходило, что читателя на хорошую литературу у нас может просто не хватать.

По результатам исследования «Массовое чтение в России» в центре Левады пришли к суровому выводу: страна переживает катастрофу. В настоящее время не покупают книг 52% россиян, не читают их – около 40%, полстраны не читает журналы, почти 80% не пользуются библиотеками, школьники России занимают 28-е место по качеству чтения среди 32 обследованных стран… Если эти цифры перевести на язык образов, мы увидим то, в чем уже мало кто сомневается. Нашего когда-то хорошего, но доверчивого читателя, словно «юную деву», вытолкнули на панель, нажились на ее падении, а теперь на иных «нерасторопных» авторов еще и покрикивают: «Не умеете вписаться в цивилизованный мир, ну и до свиданья! Никаким читателям ваша скучная литература уже не интересна…» Но это все-таки неправда, поскольку лишь часть правды. Да, мы уже не будем той удивительной читающей страной, но именно потому так необходимо сегодня сохранить все, что сохранить еще возможно.

Строго говоря, журнал – повод задаться серьезными вопросами. Он привлекает внимание не только как литературный материал, но и как идеология, которая возникает лишь там, где появляются высшие смыслы. Ради чего существует на свете страна Россия? Ради чего люди пережили войны, революции, лишения и действительно ли есть «русская цивилизация», заключающая в себе некую историческую сверхзадачу? Эти вопросы встают, подразумеваются или предощущаются в глубине авторских подтекстов. И литературный рост журнала, если он возможен, будет происходить лишь в этом направлении. Потому что в длящейся литературной паузе, заполненной прежде всего коммерческим печатным мусором, на самом деле идет «борьба за проект» - за литературное и реальное будущее России.

Чтение «Литературного Ставрополья» подсказало и еще одну небезынтересную мысль. В художественное пространство журнала уместилось пол-России. И юг, и север, и средняя полоса, и российский люд с его драматичным прошлым – настоящая литературная вселенная, в которой мир дышит, живет, вертится. В котором душу отдельно взятого человека покорить и покарать можно, а вот коллективную душу народа – куда как труднее. Тут уже сопротивление исторического материала. В коллективной душе запечатлен образ народного большинства и уже потому она – сила. И разве литературный журнал, так мощно расцветший в XIX-XX веках, не идеальная модель нашего коллективного сознания? С ног до головы – явление русско-российское?!

А ведь, если по правде, далеко не все верили, что издание «Литературного Ставрополья» окажется делом жизнеспособным. Для такого предприятия необходимы достоинство и спокойствие - первоэлементы внутренней силы, а где нам их теперь взять? Но для серьезного читателя этот журнал превращается в литературное событие, требующее внимательного прочтения и подобающей оценки. Собственно, это настоящее явление в культурной жизни края. Хотя и деятельность других творческих союзов не менее активна и интересна, однако без классического литературного журнала с разделами критики, краеведения и публицистики культура края была бы неполной.

Каждый номер «ЛС» предваряют записки главного редактора Владимира Бутенко. Всего пара страниц текста, но, прочитав их, журнал уже невозможно отложить в сторону: читателю дан знак – хотим говорить правду. Интонационная особенность «Литературного Ставрополья» и заключается в правде, соединенной с лиричностью. Русский язык с его христианской душой более всего приспособлен именно к этой задаче – переводить видимое и внешнее на язык переживаний и чувств. Может быть, потому-то и трудно выделить какого-либо одного «самого-самого» автора.

В романе «Одиночное плавание» удивляет писательская зоркость Виктора Кустова. Предмет его глубокого художественного исследования – послевоенное народное бытие. Восхищает и мощная стилистическая вдохновенность семена Подольского («Канатка»), и поразительно чистая, равная детству, интонация Виктора Колесникова («Поля, полные перепелов»), и авантюрно-романтичная, с хемингуэевским подтекстом лирика Вадима Черного и Ивана Егорова в повести «Вода все помнит». Очевиден талант Елены Анохиной в рассказе «со слезами на глазах» «На краешке сновидения». Интересен и Игорь Берег в напечатанном отрывке из романа «Сорок дней». Его фантазийная искренность обезоруживает и подводит к черте, за которой… Но чтобы это узнать, надо читать весь роман.

В рамки беглого обзора трудно вместить таких ярких авторов, как Георгий Шумаров, Иван Аксенов, Владимир Бутенко, Владимир Гнеушев, Валентина Сляднева, с их темами войны, казачества, интеллигентской совести и т. д. (Подробный анализ не входит в задачу этого материала). Однако всех авторов объединяет нечто общее: они независимы от моды «на инстинкт», а это самый ходовой товар на рынке коммерческой литературы. Они остались русскими литераторами так же, как русскими поэтами остались Александр Мосинцев, Константин Ходунков, Валентина Нарыжная, Семен Ванетик, Валентина Дмитриченко, да и все наши известные ставропольские поэты.

Каков же предварительный итог? После двух десятилетий культурной революции, которую столь упорно демонстрирует ТВ, нам так необходима нота человечности и взаимопонимания. Еще больше необходима вера в свои национальные силы. Давайте же любить своих и свое. Именно это внутреннее побуждение и заставляет вспомнить о ставропольском читателе. Как распространяется журнал? Доходит ли он до районных, городских, школьных и университет-ских библиотек, о чем было заявлено раньше? В чьей вообще компетенции продвижение журнала к читателям? К этой специальной теме наша газета еще вернется.

ПРОЕКТЫ
АФИША
"Ревизор" - премьера в театре драмы;
"Монолог" - открытие фотовыставки Алексея Заморкина
в изомузее
ПОДРОБНАЯ АФИША
ВЕРНИСАЖ

Знакомтесь: Александр РЕУТОВ
ФОТО-
РЕПОРТАЖИ
• Cочи готовится к Олимпиаде-2014
ГУБЕРНИЯ
• Отзвуки «Марсельезы»
• Долог день - короток век
• «Сердце отдала мне золотое!..»
• Истории нельзя мстить, ее нужно понять
СОЮЗ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРСЫ:
• "Журналист о безопасности"
• "Здоровье молодых - здоровье России"
• "Репортер"
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
• Как трудно быть самим собой
• И проходит, пролетает время...
• Наваждение
• Старику снились львы
ПОИСК На сайте
В Яndex
ВЕСЬ АРХИВ
МАРТ'07
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
ФЕВРАЛЬ'07
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        
 

Copyright © 2001-2007, редакция газеты "Ставропольская правда". Все права соблюдены.
355035, г. Ставрополь, ул. Спартака, 8, тел.:(8652)940509, факс: 941708, 940417
Использование материалов сайта возможно только при указании источника информации,
в электронном виде обязательна гиперссылка на www.stapravda.ru.
Контакты:   письмо в газету,  письмо редактору сайта.