00:00, 15 декабря 2006 года

Вселенский танец бытия

Eго появлению на свет по линии деда предшествовало семь поколений священников. Но он родился в другое время и в другой стране – не в той далекой православной России, а в СССР… О Юрии Соколове, ставропольском ученом с мировой известностью, уже, конечно, писали. И тем не менее, как это часто у нас бывает, на родине о нем известно, пожалуй, меньше, чем «где-то там». Между тем доктор философских наук, кандидат химических наук, член-корреспондент РАЕН, профессор Северо-Кавказского государственного технического университета является персонажем книг «Кто есть кто» (Кембридж, 1996, 1998 гг.), «5000 мировых имен» (США, 1998 г.), «2000 выдающихся людей ХХ века», «Человек 1997 г.» (США). А в 1998 году за выдающиеся достижения в развитии фундаментальной науки международным биографическим центром в Англии награжден почетной серебряной медалью и дипломом.

- Юрий Николаевич, свою докторскую диссертацию «Общая теория цикла» вы защищали 7 раз. На восьмой научное сообщество, как говорится, «сняло шляпу», признав вашу неоспоримую победу. Может быть, все дело в простоте и доказательности теории?

- Позволю повторить самого себя. Природа устроена не просто, а гениально просто. Вот тут и сложность: осознать эту гениальность. Впрочем, проблема поставлена не нами. Начиная с древности и вплоть до грандиозной системы Гегеля идет поиск первоосновы мира, универсального принципа построения природы. И если действительно все устроено гениально просто, эту простоту надо искать, рассматривая взаимодействие материальных объектов.

- Кажется, это взаимодействие очень серьезно изучает физика?..

- Да, но физика не учитывает самое главное: противоречие взаимодействия. Или, говоря иначе, взаимосвязь двух противоположностей. Центральное положение нашей теории состоит в том, что любое взаимодействие природа строит по универсальной схеме-структуре, которая и выступает как первооснова мироздания. Эта структура устроена циклически – время в ней движется по кругу, а изменения любого параметра описываются волнообразной кривой. Эту абсолютную структуру мы назвали квантом взаимодействия пространства-времени.

- Если я верно поняла, квант – это такая некая «порция», в которой противоположности переходят друг в друга. Любая клеточка человека и все мироздание живет в ритме этого вселенского танца бытия.

- Действительно, квант взаимодействия выступает как управитель окружающего нас мира, если хотите, как своеобразный материалистический бог.

- Ваше научное открытие называется «Общая теория цикла». В то же время вы говорите о том, что циклами ученые занимаются с давних времен. Да и взаимосвязь противоположностей – разве это не знакомая нам диалектика? В чем же принципиальная новизна вашей теории?

- С семидесятых годов ХХ века в фундаментальной науке возник кризис методологии. Старые методы познания свои возможности исчерпали, новые не предложены. Как ни грустно, но современная философия теряет свой действительный предмет познания. Сегодня это некая смесь социологии, диалектики, теории личности и глобальных проблем человечества… «Общая теория цикла» - принципиально новый научный метод познания. Простой и эффективный. Почему цикл как основа мироздания? Жизнь есть ритм. Любая частица бытия существует в ритме цикла. Нам это дано в опыте: зарождение-подъем-упадок-гибель. Всякий циклический процесс не что иное, как возвращение на круги своя с элементами новых качеств. Бесконечное волнообразное спиралевидное движение. В развитии каждой страны и в мировой истории накладываются друг на друга исторические циклы разной продолжительности и глубины. То же самое относится к любому явлению и организму. Мир оказался устроенным по принципу «матрешка в матрешке» или квант взаимодействия в другом кванте взаимодействия, более широком…

- А столь знакомая нам диалектика Маркса – не универсальный ли это метод?

- В 1867 году К. Маркс издал первый том «Капитала», в котором применил новый метод научного исследования – диалектику. Это позволило ему решить те проблемы, которые до него не смогли решить ученые-экономисты. Философы-марксисты взяли на вооружение диалектику, но только формально. Метод лишь декларировался, но ни разу не заработал. «Диалектическое ружье» почему-то не стреляло. Но не потому, что не могло. Никто не знал, как из него стрелять, и это стало ясно после краха марксизма…

- А как с точки зрения вашей теории цикла вы бы определили ситуацию социализма и нынешнего российского капитализма?

- В свое время социализм напропалую осуществил обобществление средств производства. Капитализм же теперь напропалую производит приватизацию этих средств. Новая крайность сменила старую. Проблема взаимодействия противоположностей по-прежнему игнорируется. Не решается основное противоречие российской истории: как соединить социальную справедливость с динамичным развитием и конкурентоспособностью страны. В результате огромное напряжение в обществе и вымирание народа. Но обмануть законы природы еще никому не удавалось. Сейчас можно лишь наблюдать созревание кризиса.

- В чем, на взгляд ученого-циклиста, уязвимость интеллигенции?

- В способности самообманываться. Простой человек обманывается редко. Его может обмануть Мавроди, но не Горбачев и Ельцин. У народа есть идеалы, которые он выбрал тысячелетие назад и не считает нужным менять с каждым новым президентом. Интеллигенция же – пленник своих идей, ибо становится на сторону одного из противоречий и еще больше запутывает их узел…

- Ваш новый универсальный метод способен определять закономерности будущего, дает ключ к разрешению противоречий, почему же он не внедряется?

- Всякий новый метод – это революция в науке. Вначале идея должна овладеть массами. Однако уже сегодня около трех тысяч российских циклистов работают в разных сферах, разрабатывая для практики общую теорию цикла: в медицине, социологии, политологии, праве, экономике, педагогике и т. д.

* * *

И все-таки вернемся к теме интеллигенции, о которой мы говорим и спорим, словно бы еще по инерции. В доме, в котором «все смешалось», трудно отыскать вещи на своих прежних местах. Тем не менее без интеллигенции Россия – не Россия. Да и кому, как сказал мне один человек, поднимать ее и двигать дальше? Не будем спорить. Вспомним лучше определение Солженицына: «Интеллигент – тот, чья мысль неподражаема». А если это так, мысль не успокоится на том, на чем успокаиваются другие. В голодной советской Калуге жил-был Циолковский, который кому-то мог казаться «не от мира сего». Но его мысль была неподражаема, и он был интеллигент. Признаемся, нам трудно осознать теорию циклов Юрия Соколова, - обычные люди живут идеями вчерашнего дня. Гораздо легче оценить тот земной факт, что у Юрия Николаевича четверо сыновей, а жена его Людмила Соколова – член известного в Ставрополе протестного комитета по проблемным застройкам. Но мы узнали о кванте взаимодействия – одной из тех неподражаемых мыслей, без которых наша жизнь становится плоской и скучной…