Получается, что мы живем сами по себе, а федеративные отношения – то, что определяет жизнь каждого россиянина, – существуют и развиваются отдельно от нас. Винить в этом замотанных каждодневными проблемами сограждан было бы не совсем честно. Да, несомненно, элемент политического инфантилизма имеет место быть, но столь сложных и запутанных отношений в государственном устройстве, которых хлебнула Россия за последние пятнадцать лет, пожалуй, не было ни в одной стране мира. И дело здесь не столько в исключительности нашего пути развития. А в чем? Разделяй и властвуй

На этот вопрос пытались ответить ставропольские ученые и студенты, участвовавшие в состоявшейся на днях в Ставропольском филиале Северо-Кавказской академии государственной службы презентации книги доктора юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации Виктора Черепанова «Федеративная реформа в России». Кстати сказать, презентация прошла в новом здании филиала на проспекте Карла Маркса, где разместится факультет повышения квалификации вуза.

Жанр монографии, то есть труда сугубо ученого и, априори, не самого захватывающего, предполагал сухое изложение фактов и скупое обсуждение. Получилось все наоборот. Возможно, потому, что руководитель Ставропольского центра мониторинга права при ГДСК профессор Черепанов оказался отличным лектором, великолепным собеседником и просто умным человеком – так охарактеризовал его директор филиала СКАГС Юрий Васильев.

Книга, о которой идет речь, далеко не первый труд Виктора Черепанова на эту тему и, по его словам, представляет собой определенный итог научных исследований. Рассматривается наше государство в ней с точки зрения системного анализа, в совокупности плюсов и минусов федеративной реформы, ведущейся с 2000 года. Особое место уделено противоречиям между федеральным центром и регионами.

А они, согласитесь, весьма и весьма весомые. И от этого тема книги, которую можно было бы воспринять как сугубо теоретическую, приобретает практическое значение. Впрочем, как и сама реформа. Ведь от того, как – справедливо и четко – будет разделена государственная власть, зависит благосостояние каждого региона и каждого из нас. А здесь далеко не без проблем. Тенденция последнего времени – сокращение региональной компетенции по многим вопросам совместного ведения.

Взять хотя бы водный налог.Еще недавно он – суммой в 650 миллионов рублей – находился в краевом бюджете. Именно на эти деньги велось укрепление берегов, другие работы. Нынче от налога в крае остался пшик, он весь в федеральном бюджете. А у краевой власти, отвечающей за жизнеобеспечение и безопасность, просто нет средств на них. Подобная ситуация и с лесными ресурсами. По реформе, они стали федеральной собственностью, то есть фактически изъяты с нашей территории и находятся в прямом федеральном управлении. И что делать с этими необеспеченными деньгами федеральными мандатами никто не знает. По сути, делает вывод Виктор Черепанов, можно говорить о ревизии Конституции и ставить вопрос о правомерности таких ограничений. Как и о том, почему Ставрополье, отдавая 10-12 миллиардов рублей в федеральный центр, восемь из них получает в качестве дотаций, субвенций и субсидий. Как бы понятно желание центра выстроить экономически зависимую вертикаль власти. Но это лишает субъект Федерации стимула для развития собственной экономики. И вообще как-то опять в разрез с Конституцией.

Эти, уже не мелкие нарушения основного закона нашей страны, опасны тем, что провоцируют явное и скрытое недовольство регионов. По данным центра мониторинга при ГДСК, восемь из десяти руководителей субъектов законодательных органов Федерации ЮФО – против таких ограничений. Руководство краевой Думы ставило эти вопросы и перед Советом Федерации, и перед представителем президента в ЮФО. Безрезультатно. Воз региональных проблем и ныне там. Там, где это удобно федеральной власти.

Трагедия ли это в масштабах России? Пока нет. Хотя один из факторов уже был упущен. Перед тем как разделять власть, нужно было договориться о принципах разделения. Они не могут устанавливаться только одной стороной, что, собственно, и произошло. Иначе это уже не правила совместной игры и совместной работы, а нечто иное. Нынче опасность этого иного понимают многие. И посему есть целых три модели, как развивать федерализм дальше. Их можно определить как ортодоксальную, революционную и либерально-демократическую. Профессор Черепанов сторонник третьей, более мягкой. Она позволит сохранить и развивать уже сделанное и постепенно вводить необходимые новации.

Предложений, впрочем, хватает уже сейчас. Например, не выравнивать в социально-экономическом развитии регионы, а объединить их. Процесс, кстати, пошел.

Но, скажем, создание 46 регионов, которое предлагается, может обернуться и большой бедой. Представьте, например, что объединились Тюменская область и Ханты-Мансийский национальный округ. Он будет настолько самодостаточным и избыточным, что такому региональному образованию уже ни Федерация, ни федеральный центр окажутся не нужны. В этой связи автор книги «Федеративная реформа в России» весьма скептически относится к кулуарно, но давно и много обсуждающейся идее объединения Ставропольского края и КарачаевоЧеркесии. Ко всем процессам объединения, касающимся межнациональных взаимоотношений, нужно подходить очень бережно, и, по его мнению, для такого объединенного региона еще не пришло время.

На презентации было много вопросов. Их задавали и студенты, и преподаватели, и ученые из других вузов. Выступил и Уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, посетовавший на то, что опыт профессора Черепанова в должной мере пока не востребован. А главный вывод и книги, и состоявшегося обсуждения прост и понятен: существующий в России фантомный федерализм нужно превращать в реальный. Это нужно каждому из нас, если мы собираемся жить в демократической России.

Валентина ЛЕЗВИНА