На днях «Ставропольская правда» отпраздновала маленький юбилей – исполнилось пять лет с тех пор, как cайт www.stapravda.ru приобрел современные очертания. Причем «Ставрополка-онлайн» – это уже не просто электронная версия бумажной газеты, а отдельный информационный продукт со множеством самостоятельных проектов.

Эта дата, собственно, и стала поводом для круглого стола, где интернет-специалисты края, то есть именно те, кто «делает» лицо нашего региона во всемирной паутине, обсудили состояние и перспективы развития ставропольского сегмента Интернет, в том числе и для СМИ региона. В пресс-клуб «Ставрополки» на этот раз сознательно не были приглашены чиновники: цель встречи – обмен опытом и обсуждение конкретных web-проектов – настраивала, скорее, на дружеский формат общения, исключающий формальности и обобщения.

Хотя без анализа сайтов государственных структур не обошлось: этот вопрос стал первым в повестке дня. По словам старшего специалиста управления ГУВД СК Алексея Лубянко, государственные учреждения с завидной скоростью увеличивают долю своего присутствия в виртуальном пространстве. Причем их интернет-ресурсы, к сожалению, не отличаются большим разнообразием и чаще имеют схожее наполнение: в них помещают общую информацию, ленту новостей и нормативно-правовые акты. В перспективе именно веб-ресурсы должны наладить конструктивный диалог между чиновниками и населением, что существенно поможет избавить тех же госслужащих от консультативной работы и, в свою очередь, облегчить решение формальных проблем для граждан.

Если говорить вообще о тенденциях Рунета, то, как заметил руководитель отдела развития интернет-проектов компании «РосИнновация» (www.9x.ru) Алексей Пащенко, «растет» он сейчас в основном за счет регионов. Ведь местные проекты имеют преимущества перед федеральными в том, что представляют более подробную и глубокую информацию о состоянии дел в крае или области. В то же время Ставрополье отнюдь не «первопроходец» в Рунете, мы только пытаемся догнать лидеров веб-гонки – Екатеринбург, Самару, Новосибирск и др. Кстати, регион Кавказских Минеральных Вод в отношении интернет-развития уже обгоняет краевой центр.

Одним из особо актуальных был вопрос самоокупаемости коммерческих интернет-проектов и, в частности, за счет рекламы. Рекламный рынок в ставропольском сегменте Интернета остается «сырым», констатировали собравшиеся. Не готовы как рекламодатели, так и потребители. Причина банальна – некомпетентность или даже интернет-неграмотность. Выход из такого положения – кропотливая работа по ее устранению.

Кроме того, очень острой назвали и кадровую проблему. В крае не хватает профессионалов, а главное – «креативщиков». Пока многие интересные проекты появляются и живут только благодаря энтузиазму. А он, как известно, не всегда долговечен... В качестве примера можно привести такие ведущие ресурсы, как интернет-портал КМВ-сити (www.kmvcity.ru), cтавропольский городской сайт 1777.ru (www.1777.ru) и информационный портал Невинномысска (www.nevinkaonline.ru). Изначально они создавались по инициативе частных лиц без государственной поддержки. Впрочем, региональная власть и сейчас при их успехе не проявила заинтересованности.

Ситуация со ставропольскими СМИ в Интернете тоже настораживает: лишь некоторые имеют «виртуальный адрес». Причем от года к году ситуация практически не меняется. Первыми свои сайты создали «Ставропольская правда», «АТВ-Медиа» (www.atvmedia.ru), «Комсомольская правда на Северном Кавказе» (www.stav.kp.ru), «Вечерний Ставрополь» (www.vechorka.ru), СГТРК (www.stavtvradio.ru). Список, к сожалению, остается почти без перемен на протяжении нескольких лет: новые виртуальные газеты на Ставрополье обычно «буксуют», а чуть погодя и «умирают». Сайты же теле- и радиокомпаний теряют оригинальность: большинство из них до мелочей схожи в структуре, дизайне и форме подачи материала.

Конечно, при обсуждении российского Интернета классической является тема законодательства. Правовой «пробел» при всей своей очевидности до сих пор не ликвидирован, все изменения пока только в перспективе. Именно это зачастую и «тормозит» развитие Рунета.

В рамках встречи обсудили собравшиеся и запланированный на ближайшее время второй краевой конкурс интернет-проектов «ПоСети!», главным организатором которого является редакция «Ставропольской правды». Признавая необходимость таких мероприятий в регионе, веб-специалисты назвали проблемы, которые возникали при проведении конкурса в прошлом году. На первом плане вопрос об авторском праве и праве на эксплуатацию: кто именно должен представлять сайт – непосредственный автор или компания-владелец ресурса. Трудность также состояла в отсутствии четких критериев оценки интернет-проектов и опыта по проведению подобных акций. Кстати, лидеры Первого конкурса «ПоСети!» стали впоследствии участниками и лауреатами интернет-состязаний более высокого уровня, таких как «Новая реальность», «Золотой сайт», «Премия Рунета» и др.

«Виртуальное» будущее Ставрополья, по мнению собравшихся, к сожалению, не очень радужное. Как отметил генеральный директор ООО «RRX Ltd» (www.rrx.ru) Николай Бухалов, трудность состоит и в том, что властные структуры отделили себя от многих интернет-процессов. К тому же в крае нет необходимой сплоченности власти, общества и бизнеса в веб-сфере. К слову, все участники круглого стола обсудили необходимость и возможность объединения интернет-специалистов Ставрополья в независимую ассоциацию.

* * *

См. ФОТОРЕПОРТАЖ Интернет-форум в "Ставрополке"