00:00, 25 ноября 2006 года

Теория и практика добра

Когда Ольга поступила в роддом, на ее глазах разыгралась трагедия: молодая, здоровая женщина отказалась от двоих малышей. Первым порывом было – забрать двойню себе, но вот как отреагирует на это муж? Андрей жену поддержал. Вероятно, так и случилось бы, но роды оказались сложными, и крошечного Даньку забирать из роддома пришлось бабушке и мужу, Ольгу тем временем спасали врачи краевого центра. Все было настолько серьезно, что случившееся исцеление можно назвать разве что чудом. Так трое детей едва не потеряли мать.

А вскоре семья чуть было не осталась без кормильца. Андрей, поехав по своим предпринимательским делам, попал в аварию на территории Ростовской области. Ольга оставила трехмесячного малыша на попечение старших детей (они учились тогда в седьмом классе) и отправилась в путь. В порядке исключения ее пустили в реанимационное отделение. Женщина вошла в палату, чтобы поддержать, утешить мужа, но, увидев, в каком он состоянии, едва не лишилась чувств. Вместо трех дней пришлось дежурить у изголовья супруга долгие три недели. Однажды, когда Андрей в очередной раз балансировал между жизнью и смертью, ему передали письмо из Дивного. Денис и Света старательно докладывали, как они справляются с воспитанием брата. Приложили к письму свои рисунки, среди которых – контур крошечной ручки малыша. И такая нежность пронзила отцовское сердце, так отчаянно захотелось домой, к детям, что уже через пару дней состояние его улучшилось, и врачи перевели сложного пациента в общую палату. Через месяц счастливый папаша, опираясь на костыли, уже нянчил своего Данилушку.

Верно говорят, что по-настоящему начинаешь ценить лишь то, что потерял. Или почти потерял. Поняв, как, по сути, хрупка грань между жизнью и смертью, Михеевы уже не спонтанно, а совершенно осознанно поспешили творить добро. Вот тут и пришло время настоящего подвига - впрочем, не единственного. В их уютном просторном доме появилась ровесница Данилки – годовалая Кристина. Друзья советовали сменить девочке имя, дату рождения, но супруги отказались от этой идеи. Жизнь показывает, что всегда в подобных случаях находятся «доброжелатели», рано или поздно правда откроется, и тогда объясняться с дочкой станет еще тяжелее. Да и самой девочке наверняка не будут давать покоя вопросы: кто она, откуда, почему ее бросили, за что? В такой момент, наверное, самое страшное – оказаться в одиночестве.

Размышляя на эту тему, Михеевы не раз задумывались о том, как они будут объяснять Кристине, что не одна она такая на белом свете - к сожалению, так бывает: взрослые люди предают малышей, однако это вовсе не значит, что те никому не нужны. Родить ребенка – невелик подвиг, и делают это женщины порой неосознанно. Другое дело - когда незнакомые люди впервые увидели тебя, маленького, беззащитного, и у них сразу же возникло желание прижать тебя к сердцу – значит, ты самый лучший на свете и достоин их любви.

Желание обогреть еще чье-нибудь искалеченное детство привело супругов нынешним летом в детдом. Предложили им выбрать одного из четырех ребятишек, но вот проблема-то: как выбирать? Ведь не игрушка же! В общем, увезли домой всех. Так что теперь совсем не просторно в их доме, зато – весело. Новички выставили парламентера - спрашивают, можно, мы будем называть вас мамой и папой. Ольга с Андреем с трудом сдержали слезы. А детвора, счастливая, на разный манер загалдела, кто неуклюже, неумело, кто наоборот – театрально, с особыми интонациями - выговаривая никогда не употребляемые прежде слова. Обращались к новым родителям просто так, ни за чем, спросить лишь бы что-нибудь – только бы произнести это волшебное слово «мама». Они и сейчас, хоть прошло уже несколько месяцев, не по-детски относятся к тем благам, что дает им новое жилище, новая семья. Взрослым они помогают так старательно, так сосредоточенно - чтобы похвалу заслужить и объятия нежных материнских рук. После обеда не просто дежурное «спасибо» бросают, а действительно от всей души благодарят – очень трогательно и проникновенно.

У мамы Оли от таких знаков внимания обычно «соринка в глаз попадает». Она не переставая думает, как, почему взрослые сильные люди оставляют своих кровиночек в роддомах или «забывают» где-нибудь в чужом городе – в парке, на вокзале. Неужели их не мучает совесть, да возможно ли вычеркнуть из памяти рожденное тобой маленькое существо?

Мне хочется сделать небольшое отступление. Лет, наверное, двадцать назад в паспортный стол Дивного обратилась женщина – симпатичная, ухоженная, хорошо одетая. Разыскивала она мать, бросившую ее в роддоме почти сорок лет назад. Нашла, посмотрела ей в глаза и уехала, даже не высказав упрека. На селе трудно сохранить тайну, и вскоре все Дивное буквально гудело от взбудоражившей новости: такого от благопристойной старушки никто не мог ожидать. Зато сейчас в том же Дивном те же люди вовсе не удивляются переполненным детдомам, приютам, тому, что детей рожают прямо в отхожих местах, что их продают за доллары богатым бездетным парам, а то и вовсе на нужды трансплантологов. Мир, наверное, сошел с ума, и удивление теперь вызывают совсем другие вещи – милосердие и доброта. Качества эти стали в нашей жестокой прагматичной действительности сродни подвигу.

Впрочем, Михеевы ничего героического в своем поступке не видят. Они утверждают, что не красота вовсе, а именно доброта спасет мир. Этим прописным истинам учит Ольга Павловна не только собственных детей, но и учеников воскресной школы при Дивенском храме Покрова Пресвятой Богородицы, где уже много лет преподает она Закон Божий и общечеловеческий. Преподает теорию и, как видите, практику тоже.