00:00, 10 ноября 2006 года

Чужой среди своих

Я - никто

Со времени распада Советского Союза законодательство в области получения гражданства бывшими жителями бывших союзных республик менялось несколько раз. Ведомства, занимающиеся оформлением гражданства, выдачей вида на жительство и паспортов, переходили из рук в руки - из Министерства внутренних дел в Федеральную миграционную службу. И, похоже, вследствие всех этих перемен госструктуры и сами основательно запутались в юридических тонкостях и казуистике законности получения подданства. А крайними, как всегда, остались рядовые граждане, имевшие несчастье до 1992 года проживать не в России, а за ее пределами. Однако вспомним слова президента, прозвучавшие в его Послании к Федеральному Собранию еще 16 мая 2003 года: «В настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей ситуации. Эти люди, приехавшие к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, а сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Считаю нашим с вами долгом эту ситуацию поправить». А на местах до сих пор «возвращенцам» ставят палки в колеса.

- Вот уже второй год я – никто, - говорит житель Новоалександровска Денис Коломиц. – Я не имею права ни на что: ни поступить в вуз, ни устроиться на работу, ни жениться. Без паспорта я не могу купить билет на поезд, обратиться за медпомощью. Я попросту не существую.

Из всех документов на нынешний момент у парня – лишь военный билет и акт об изъятии паспорта. История «краснокожей книжицы» началась в 1995 году, когда мать Дениса решила уехать из Казахстана, где они проживали, в Ставропольский край.

- В республиканском консульстве Российской Федерации мне объяснили, что самый простой путь – получить российское гражданство в МИДе Казахстана, - говорит мать Дениса Вера Коломиц. - Я обратилась туда с заявлением на получение российского гражданства, в документах указала, что вместе со мной в Россию убывает мой 12-летний сын. В моем паспорте союзного образца, куда был вписан Денис, поставили штамп о том, что гражданкой Казахстана я не являюсь. Я получила российское гражданство, и в декабре 1995 года мы с Дениской приехали к моей маме в Труновский район. Там Денис пошел в местную школу, причем никто не требовал от нас документов, подтверждающих его гражданство. О том, что нужны какие-то особые документы на Дениса тогда, 11 лет назад, никто и не заикался.

В 1999 году Веру Коломиц как сотрудницу военкомата перевели по службе в Новоалександровск. Естественно, Денис уехал туда вместе с матерью. Одним из самых счастливых дней в жизни пацана стал день, когда всему его классу в торжественной обстановке вручили первый «взрослый» документ – паспорт гражданина Российской Федерации. Никаких сомнений по вопросу его российского гражданства  ни у кого из  работников ОПВС тогда не было. Когда у парня наступил призывной возраст, он законопослушно явился в военкомат для получения приписного свидетельства. В положенный срок под «Прощание славянки» мама проводила сына на службу, где он ровно два года тянул солдатскую лямку. Вернувшись в 2005 году домой, Денис, как положено, встал на воинский учет в Новоалександровском военкомате. Без паспорта

- Когда сын вернулся с военной службы, ему подошел срок менять паспорт по достижении двадцатилетнего возраста, - рассказывает Вера Коломиц. – В октябре 2005 года он пошел в паспортный стол, где ему вдруг сказали, что его паспорт недействителен. Потому что Денис - не гражданин России!

Как объяснили парню сотрудники Новоалександровского паспортного стола, у них возникли сомнения в том, что в 2000 году паспорт ему выдали обоснованно (хочу заметить, паспорт Коломицу выдавали в этом же паспортном столе. – Ю. Ф.). Дескать, в свое время он в должном порядке не оформил гражданство Российской Федерации. «Сотрудниками паспортно-визовой службы Новоалександровского ОВД при оформлении паспорта гражданина РФ Д. С. Коломица были допущены грубые нарушения, не была проведена проверка наличия гражданства РФ. К сожалению, сейчас принять меры к сотрудникам ПВО Новоалександровского ОВД, допустившим нарушения, не представляется возможным в связи с их увольнением» - сказано в официальном ответе из Управления федеральной миграционной службы РФ по СК.

Казалось бы, коль государственные служащие допустили в свое время промах, то государству и исправлять. Ан нет – в ответе за то, что кто-то когда-то чего-то недоучел, недоглядел, недопроверил, отвечать должны жертвы их халатности. Вместо того, чтобы оперативно исправить допущенную когда-то своими предшественниками ошибку, «паспортное начальство» предпочло повесить всех собак на Дениса.

Ищите папу!

Но русский солдат (пусть и в запасе) решил бороться до конца. Он обратился с просьбой о помощи в аппарат Уполномоченного по правам человека в крае. Оттуда в адрес начальника ГУВД СК пошло соответствующее обращение. Однако…

- Начальник паспортно-визовой службы Новоалександровского района Ирина Кошелева потребовала письменного подтверждения, что отец Дениса является гражданином РФ, - рассказывает Вера Коломиц. – Но с ним мы развелись еще тогда, когда жили в Казахстане, когда Денису не было и года. С тех пор я не знаю ни где он, ни в какой стране живет, да и жив ли вообще. Где и за какие средства я должна была его искать и требовать у него справку о гражданстве, мне не пояснили.

- Непонятно вообще, зачем паспортно-визовой службе нужны были данные об отце парня, - недоумевает сотрудник юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам человека в крае Юрий Костюков. – Совершенно неясно, что может измениться, если окажется, что отец Дениса не гражданин нашей страны. Ведь в Законе «О гражданстве Российской Федерации» ясно сказано, что «гражданство несовершеннолетних детей изменяется, если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство России».

После длительной переписки, которую вел с миграционной службой аппарат Уполномоченного по правам человека, паспортисты согласились с тем, что без вести канувший Семен Коломиц для решения вопроса о гражданстве его сына, в общем-то, не нужен.

«Добро» верхов

Но волокита продолжалась, и тогда от имени парня была подана жалоба в самую высшую для региональной миграционной службы инстанцию – ФМС Российской Федерации. В январе нынешнего года оттуда за подписью начальника ФМС РФ генерал-майора внутренней службы Н. Смородина пришел ответ: «Ввиду того, что Коломиц Д.С. с 1995 года имеет регистрацию по месту жительства на территории РФ, считаю возможным принять к рассмотрению его заявление о приеме в гражданство по упрощенной форме и по имеющимся документам».

И этому «добру» есть логическое объяснение. Еще в 2003 году Госдумой России в «драконовский» закон «О гражданстве» были внесены поправки, решающие проблемы тех, кто приехал в нашу страну до 1 июля 2002 года, жил здесь совершенно легально, был зарегистрирован, работал, учился и считал себя гражданином России. У них была возможность до 2006 года подать заявление и получить гражданство в упрощенном порядке, без соблюдения условий о сроке проживания и без получения вида на жительство. В общем, закон словно про Дениса Коломица писан.

Отказ низов

Но у начальника ПВС Новоалександровского района свой закон. И она находит новую причину для отказа.

- Я, вооружившись ответами вышестоящих ведомств ФМС, еще зимой обратился к Кошелевой с просьбой принять мое заявление на приобретение гражданства России по упрощенному варианту, - рассказывает Денис. – Но заявление у меня не приняли до сих пор. На словах объяснили, что принять заявление невозможно, так как из домовой книги по месту регистрации я выписан еще в октябре 2000 года, а в моем «недействительном» паспорте штамп о прописке стоит. Когда я попросил изложить данные аргументы в письменном виде, мне отказали.

Коллизия со штампом о регистрации, на мой взгляд, – еще одно подтверждение, мягко говоря, некомпетентности некоторых сотрудников новоалександровских паспортистов. Дело в том, что когда Коломицы переехали в Новоалександровск, то зарегистрировались в доме сослуживицы матери. Потом, по каким-то ей одной ведомым причинам, хозяйка домовладения «выписала» Дениса из домовой книги, сняв его с регистрации по месту жительства. Как именно это произошло, сказать сложно, хотя в первую очередь в голову приходят мысли о связях в паспортном столе. Только вот отметку о регистрации в паспорте куда деть?

- Когда выяснился этот казус, в ПВС нас же и обвинили в том, что в паспорте Дениса остался штамп о регистрации, - говорит Вера Коломиц. – Чуть не с кулаками набросились: «Как такое могло случиться?». А я знаю, как? Это уж дело паспортистов, которые даже не потрудились прислать уведомление о снятии с регистрации по месту пребывания моего сына.

Переписка и бесконечные хождения по инстанциям длятся уже второй год. При этом сотрудники миграционной службы – то есть служащие того государства, которое заинтересовано в притоке подобных Денису граждан, даже думать не хотят о поисках выхода из сложившейся ситуации.

- Коломицы сами виноваты, - твердо уверена начальник ПВС Новоалександровского района Ирина Кошелева. – Видимо, при подаче документов на получение мальчиком паспорта они не указали о себе необходимые сведения. В моих действиях никаких нарушений нет – я не могу документировать паспортом не гражданина России. Сейчас у него паспорт изъят, а все документы относительно Коломиц недавно направлены в правовой отдел УФМС по СК (почему документы парня направлены туда не сразу после ответа из Москвы, а 10 месяцев спустя, мне так и не пояснили. – Ю. Ф.). После проверки, возможно, будет принято решение об обращении в суд для решения вопроса об аннулировании его регистрации по месту жительства, а потом о приобретении им гражданства в упрощенном порядке. Сколько это займет времени и каков будет конечный результат, я предсказать не берусь.

Но упразднение регистрации, по мнению Юрия Костюкова, вообще закроет Денису путь к получению гражданства, ведь тогда факт его пребывания на территории страны с момента въезда доказать будет практически нечем. Сейчас семья Коломиц направила повторную жалобу в ФМС РФ и готовит исковое заявление в суд с требованием признать действия начальницы районной ПВС неправомерными.

- Я уже подумываю о том, чтобы обратиться в посольство какой-либо из западных стран, может, там мне будет легче получить гражданство, - говорит Денис. – Я устал от всего. Получается, я честно отдал воинский долг стране, которую считал своей Родиной, а она от меня отвернулась. Раз я России не нужен, то и мне здесь делать нечего.

Поматросили и бросили

Кстати, ситуация с Коломицем выводит еще на одну правовую коллизию – ответственность военного ведомства за призыв на действительную службу человека, не являющегося гражданином России. Ведь по существующему законодательству, не граждане не только служить в нашей армии права не имеют, но даже, согласно ст. 1 ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе», не подлежат постановке на воинский учет. Если называть вещи своими именами, то парню дали российский паспорт на очень ограниченный срок – на время службы в армии. А потом отняли, когда взять с него уже было нечего. Поматросили и бросили. Но не слишком ли рано страна начала разбрасываться молодыми, крепкими, здоровыми людьми? Если так пойдет и дальше, то кто будет защищать в случае опасно-сти рубежи Родины? Да и президентскую программу демографического роста выполнять будет некому. Почковаться мы еще не научились.