00:00, 31 октября 2006 года

Дотянуться до Цхинвала

Газовики просят не окрашивать это событие в политические тона, особенно в свете напряженности, возникшей в российско-грузинских отношениях. Проект – сугубо социальный, говорят они. И добавляют, что если для Северной Осетии начавшееся строительство - по сути, продолжение газификации, особенно ее высокогорных районов, то для Южной – скорее начало. Большая часть непризнанной республики, по словам председателя ее правительства Юрия Морозова, сегодня остается без голубого топлива: газифицированы лишь столица – Цхинвал и один из райцентров – Джава. И то, эту малость природного топлива Южная Осетия получает транзитом через Грузию по 110 долларов за 1000 кубометров. «Цена – высокая, давление - низкое», - прокомментировал положение газовых дел в республике Ю. Морозов.

Oжидается, что будущая магистраль полностью покроет потребности Южной Осетии в голубом топливе. Вместе с российским газом в республику придет тепло, начнут работать предприятия и перестанут вырубаться леса для обогрева домов местных жителей, уверен Ю. Морозов. Он же сравнил будущий газопровод с «рукой дружбы, протянутой Россией через Кавказский хребет».

Председатель правительства Северной Осетии Николай Хлынцов и вовсе назвал начало реализации проекта событием исторического значения, причем как в социальном и экономическом, так и политическом смысле. «Газопровод позволит решить проблемы Севера и Юга Осетии, а главное, сблизит нас», - уточнил он. Когда журналисты попытались выяснить, в чем политическое значение газовой трубы, Хлынцов поспешил закрыть тему: «По-моему, здесь и так все ясно», - сказал он, удаляясь с импровизированной пресс-конференции.

Сам по себе проект газопровода нестандартный и, как уверяют специалисты, уникальный, причем не только для «Газпрома» и России, но и в мировой практике. Магистраль длиною около 163 километров пройдет через Кударский перевал и поднимется на высоту 3148 метров над уровнем моря, а почти половина трассы будет пролегать на высоте больше 1500 метров. Примерно 15 тысяч стыков трубопровода газовикам придется прокладывать на селевых, обвально-осыпных и лавиноопасных участках. По ходу планируется опробовать множество новых инженерных решений. Как отметил начальник департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром» Валерий Голубев, в случае удачной реализации проекта он будет иметь колоссальное значение для газификации всей восточной части России, где сложный и высокосейсмичный рельеф нередко напоминает кавказский.

По словам В. Голубева, только газопровод обойдется в 15 миллиардов рублей, не говоря уже о прокладке сетей до потребителей. Средства уже заложены, и вопрос решен, сказал он.

Пока сварен первый стык. Когда будет готов последний – точно не знает никто. Известно лишь, что не раньше чем через два года. По крайней мере, так говорят специалисты «Кавказтрансгаза», которым поручено строительство. До этих пор Цхинвал будет получать грузинский газ по цене, которую диктуют в Тбилиси. И будем надеяться, как выразился Ю. Морозов, что благоразумие грузинских властей возьмет верх и они не станут повышать стоимость голубого топлива для республики в отместку за совместный газовый проект с российским «Газпромом».