00:00, 13 октября 2006 года

Сопоставление эпох - полезные уроки

Сопоставление эпох всегда полезно, ибо предлагает к переосмыслению новым поколениям весьма полезные уроки прошлого. В этом убежден и мой сегодняшний собеседник Николай Охонько, директор Ставропольского историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника. Убежден и опытом профессионального изучения исторического опыта отечественного парламентаризма, и опытом делового сотрудничества с нынешними депутатами. А депутаты, как оказалось, не отказываются поучиться у своих далеких по времени предшественников. Что, согласитесь, делает депутатам честь.

Мы, обыкновенные граждане, избрав себе депутатов, редко задумываемся о том, как вообще рождаются законы. А ведь вошедшие в них проверенные временем термины, определения, формулировки – неотъемлемая составная часть любого нормативно-правового акта. Да и не только термины, разумеется, составляют суть исторической преемственности в законотворчестве. Не менее важна и познавательно интересна законодательная стратегия и тактика. При том, что мы по-прежнему очень мало знаем о том, в каком правовом поле жила южная окраина Российской империи лет этак сто пятьдесят назад…

- Это объяснимо, – считает Н. Охонько. - Изучение истории Кавказа было и остаётся излишне политизированным, а потому даже среди учёных мало желающих исследовать указы и ордера, артикулы и рескрипты. Вот, скажем, события Кавказской войны ХІХ века можно сколь угодно долго трактовать, рассуждая о роли той или иной личности, интерпретируя факты в «нужном» направлении. Ведь тот же имам Шамиль – личность сложная, неоднозначная, и легендарный генерал Алексей Ермолов тоже. Хотя Ермолов был не только выдающимся военачальником. Именно он стал инициатором пересмотра правовых основ устройства жизни на Северном Кавказе.

Происходило это, естественно, не без веских на то оснований. С декабря 1774 года кавказские земли управлялись, согласно указу Екатерины ІІ, по законам Российской империи. При этом главной целью ставилось мирное (да!) развитие территории. Даже для «обуздания своевольных» в нём не воевать предлагалось, а «заводить» новые города. Чиновникам государыня – мудрая женщина! – предписывала находить «все благопристойные способы к приласканию тамошних народов, отдаляя от них не токмо притеснения, но и то, что не может ими принято быть в образе умствования их и понятия о вещах». Правда, уже в начале ХІХ века стало ясно: общероссийские законы на Кавказе работают плохо. Например, никуда не девались набеги, много веков являвшиеся частью уклада жизни горцев… Тогда-то А. Ермолов и поднял вопрос о необходимости введения особого управления Кавказской губернией. Причём настоял, чтобы для изучения обстановки и принятия верных решений на Кавказ приехала специальная сенатская комиссия. Как сказали бы сегодня, - выездная.

Кстати, преобразование в 1822 году Кавказской губернии в область означало отнюдь не только усиление элементов военного управления. Введённое в 1827-м Особое учреждение для управления Кавказской областью или, выражаясь по-современному, особый устав обеспечивал главенство Закона даже в условиях войны. Сегодня мы нередко задаемся ставшим почти сакраментальным вопросом: почему есть законы, которые не работают?

- Да потому что они «оторваны» от реалий жизни, - не сомневается Николай Анатольевич, и тут с ним не поспоришь. - А принятие названного мной Особого учреждения сопровождалось требованием: опробуйте и внесите поправки.

И первым это сделал начальник Кавказской области генерал-лейтенант Алексей Вельяминов, который поставил вопрос о… необходимости назначения ему в помощники гражданского губернатора. Как говорится: война войной, но и мирную жизнь налаживать нужно. Эту же цель преследовало создание специфичных, не имеющих аналогов в средней России органов. В частности, появляется отделение, отвечающее за отношения с соседними народами, своеобразный региональный Миннац. А позже будет выстроена уникальная система военно-народного управления, учитывавшая местные обычаи и традиции. Это отражалось даже в судопроизводстве: убийство и разбой карались по законам Российской империи, а в остальных случаях «инструментом» наведения порядка были шариат, адаты, калмыцкий суд зарго.

Конечно, речи нет о буквальном применении подобного опыта сегодня. А вот составление новых законодательных актов с учётом принимавшихся ранее - важнейшая составная продуктивной работы. В любом имеющем силу закона документе ХІХ века, рассказывает Н.Охонько, можно встретить ссылки на законы, которые уже принимались по данной «теме». Закон, разрешающий вдовам-казачкам выходить замуж за неказаков, естественно, сейчас бы смотрелся по меньшей мере экзотично. Равно как и постановление правительства, по которому солдатам-отставникам, осевшим на Кавказе, присылали бы в жёны расконвоированных каторжанок. Но в данном случае важно не то, каким образом решались проблемы демографии и миграции. Важно, что государство эти проблемы видело и решало.

А если оглянуться на развитие экономики? Тут было не только привлечение крестьян из средней России, которым и земельные наделы давались, и льготы по налогам. Было создано Кавказское сельскохозяйственное общество. Сельхозвыставки с показом самых современных в ту пору орудий труда и с пунктами их проката регулярно проводились с 1830 года. Параллельно шло развитие курортного дела на Кавминводах. Один из первых телеграфов в стране появился тоже на Кавказе. Особо интересен генеральный проект развития железнодорожной сети на Кавказе и в Закавказье – настолько масштабный, что часть его по сей день не реализована. Даже метеостанции открывались по всей территории! И все эти сведения можно почерпнуть в богатых фондах музея.

Примечательно и то, что уже в ХІХ веке государственные мужи в отличие от иных нынешних политиков отлично понимали роль науки, образования и культуры.

- Создание музеев, архивов, библиотек, газет рассматривалось как часть государственной политики, и было не просто желательным – вменялось должностным лицам в обязанность, - подтверждает собеседник. - Власть сознавала: просвещение – непременное условие развития. Империя хоть и имела достаточно громоздкую бюрократическую машину, но и усилия для того, чтобы эта машина работала, государством предпринимались постоянно. Тоже ведь урок для нас!

Прежде чем стать Ставропольской губернией, такой же, как и остальные российские губернии, Северо-Кавказский регион прошёл непростой путь правового обустройства. И далеко не всегда исполнимы были законы, и не всегда они исполнялись. Не случайно же существовал механизм приостановки действия российских законов на территории Северного Кавказа. Но напряжённая законодательная работа велась как в сфере большой политики, так и в части житейских проблем, вроде лечения мирных жителей в военных лазаретах. Потому и в ходе «той» Кавказской войны императорские указы, которые утверждали мирную жизнь, оказывались нередко сильнее кинжала. А вот превращение в 1990-х Северного Кавказа в «горячую точку» лишь подтверждает старую истину: неуважение к собственной истории, нежелание извлекать из неё уроки оборачивается большими бедами. Постепенно картина, к счастью, меняется.

- Трезвый, взвешенный взгляд на историю для политика - обязательное условие его успешности! Нас, музейщиков, в этом убеждает непосредственное общение с избранниками народа, - рассказывает Н.Охонько. – Те депутаты, кому исторический взгляд не чужд, как правило, находят в опыте прошлого очень много такого, что способно и нынче принести пользу обществу.

Нынешние законодатели – нередкие гости в Ставропольском краеведческом музее. И, конечно, отнюдь не чай пить приходят они сюда. Например, при разработке современной краевой символики музейщики активно помогали, предоставляя исторические данные. Так, в частности, рождались герб и флаг Ставропольского края. В основу герба положена идея, содержавшаяся в гербе 1878 года. Не обошлась без участия музейщиков и подготовка закона о местном самоуправлении: в комиссию Госдумы края в качестве консультанта была приглашена научный сотрудник музея Елена Попова. Нередко обращаются к музейным фондам и депутаты городской Думы Ставрополя. Музейщики говорят, что у них в запасе есть еще много интересного для законодателей…