00:00, 12 октября 2006 года

Н2О и формула успеха

История первая

С моей подругой Аней мы вместе учились в школе. Она была очень маленького роста, в очках. Часто болела и пропускала много уроков. Я носила ей домашние задания и забирала тетрадки для проверки.

Училась она очень неровно. Ее мама с ужасом пересказывала, как Аня в первом классе прибежала домой радостная: «Мама! Мама! Я три «кола» по чистописанию получила!» Она радовалась самому факту первых оценок!

По арифметике у нее было что-то между тройкой и четверкой, зато по чтению и природоведению - только 5! Часто болея, она много читала (потом в ее семье собрали хорошую библиотеку, которую позже пополняла и она сама).

Когда у нас в пятом классе появилась новая дисциплина - «история», которую вел завуч, я заметила, что моя подруга боится его панически. Когда он вызывал ее к доске, ее начинало трясти, и она забывала все, что выучила. А что выучила - я знала точно. Ведь на переменке она экзаменовала меня по моей просьбе, так как у меня-то с датами и именами исторических деятелей было плоховато. Дошло дело до двойки в четверти, в школу вызвали родителей подруги. Договорились, что теперь учитель будет спрашивать ее с места или отдельно ото всех.

К концу года по истории Аня имела «отлично» и стала лучшей в классе.

Но потом пошли геометрия, тригонометрия, физика и химия. Тут уж преподаватели ничего не могли поделать: было понятно, что Анна - чистый гуманитарий. Ее сочинения были лучшими в классе, в школе, в районе.

В те времена в школах еще не было «блата», не носили подарков учителям, директору, и оценки, в общем-то, отражали знания. Но таким нестандартным, одаренным детям, как моя подруга, по непрофильным и сложным для них предметам иногда старались оценки не портить. Ведь для поступления в вуз нужен был хороший «балл по аттестату».

После школы мы разъехались в разные города поступать в институты. Аня не поехала никуда: «Не знаю, чего хочу я: папа прочит меня на факультет журналистики или в Литинститут, мама - на юрфак».

Спустя несколько лет подруга первый раз поехала поступать. На дневное отделение юридического факультета Ленинградского университета. Получила двойку по английскому. Даже не тройку - двойку! Английский мы не знали. Нашей «половине» класса, поделенного между двумя «иностранцами», досталась обремененная тремя детьми, замотанная жизнью (муж работал на лесопилке, попивал) учительница, когда-то и каким-то образом заочно окончившая факультет ин-яза. Если ее урок был последним по расписанию, кто-то из нас бегал в детский сад за ее детьми, и они сидели с нами же в классе. Никаких знаний она нам не давала. Совсем! Нанимать репетиторов тогда не было принято, мы и слова-то такого не знали. С таким «багажом» моя подруга и «пролетела» мимо ЛГУ в далеком 1969-м. Но вернулась она с горящими глазами: «Знаешь, какие там ребята умные! Со всего Союза! И сколько я от них узнала!»

Тогда и прозвучало слово «репетитор». Анна выяснила, что есть такие писатели-историки, как Карамзин, Соловьев, Тарле; что выходит «Журнал «Юнеско», в котором печатают «потрясающие статьи»!

Мы уже заканчивали второй курс, а она, поработав диктором на радио, в редакции районной газеты, в школе вожатой, прочно осела в суде - секретарем судебного заседания. «Знаешь, это - мое!» - говорила она мне.

Второй раз Аня «пролетела» ЛГУ в 1970-м. Но осталась в Ленинграде, пошла работать на завод «Красный треугольник». Определилась на вечерние подготовительные курсы при университете. Закончили их пять человек из 90. В том числе - моя подруга. И наконец она поступила, как и мечтала, на дневное отделение юридического факультета Ленинградского государственного университета. Стала впоследствии хорошим, востребованным специалистом.

Конечно, победила ее любовь к профессии. Но добиться исполнения своей мечты ей было бы еще сложнее, если бы в аттестате не стояли «подаренные» ей школой четверки по физике, химии, математике.

История вторая

Моя дочь в начальной школе, как многие девочки, была отличницей, а с 5-го класса, когда пошли такие предметы, как химия, физика, математика, стало видно, что она эти предметы «не тянет». Но школа была с углубленным изучением английского, и преподавателей точных и естественных наук просили «притормаживать» свои требования к детям, так как выпускники в основном готовились поступать в Пятигорский пединститут иностранных языков.

Класс дочери был небольшой, довольно дружный. Однажды, после того как я в очередной раз не решила заданную ей на дом задачу, даже с привлечением соседей, дочь захлопнула тетрадку и спокойно сказала: «Ну все, завтра пойду пораньше и спишу!» Так и пошло: в классе учились несколько мальчиков и девочек, которые были сильны по всем дисциплинам, но тяготели к точным. У них все и списывали.

По остальным предметам у дочери были свои, заслуженные четверки и пятерки. Так и дожили до 9 класса, когда вдруг выяснилось: у нас есть прекрасная возможность избежать изучения химии, физики, географии и биологии. Ввели экспериментальную «12-ю программу», которая предлагала предметы на выбор: историю мировых цивилизаций, историю религий, русский язык. (Тогда в старших классах его не преподавали). От изучения ряда дисциплин можно было отказаться.

Родителей, которые точно знали, что их дети - чистые гуманитарии, было немного. Образовалась инициативная группа. Как мы бились за свою «12-ю», знает только директор ставропольской первой школы Александр Онищенко, получивший от гороно выговор за инициативу. Мы с дочерью благодарны ему безмерно!

Нас стращали: «Как это в аттестате не будет химии, физики?! Вас в институт не примут!» Нас стыдили: «Вы - интеллигентные люди, как вы можете, неужели вы не понимаете, что для общего развития...» Мы упорно стояли на своем! Уже заканчивался сентябрь, шел учебный процесс, а мы все согласовывали и подписывали бумаги... Правда, на дворе был 89-й год. Это и спасло директора от увольнения, а наших детей - от ненужных им предметов.

Каким счастьем сияли глаза дочери, когда она рассказывала мне о наших русских философах Соловьеве, Бердяеве. С наслаждением она читала Гомера и Фейхтвангера, современные романы, которые печатались в «Иностранной литературе». Это была не учеба - наслаждение! Да и русский язык был очень кстати!

С трепетом стояли мы в очереди на подачу заявлений в институт: а вдруг и правда - не возьмут?! Но в приемной комиссии даже не удивились: аттестат-то государственный!

Высшее образование дочь получила, сейчас она - прекрасный юрист, адвокат. Умный, начитанный, образованный, просто грамотный человек, с которым можно обо всем поговорить. Ну а физика, химия, биология?!

Да как-то и живет без них...

Может, конечно, если бы без оценок, просто - «для общего развития»...

Поэтому я с большим вниманием прочитала статью о методиках раннего разделения детей на гуманитариев и «математиков» (внук родился!). Очень нужное дело!

Если честно: многие ли помнят что-либо из химии? Я лично - ничего, кроме формулы воды «Аш два О», да и то - из туристской песенки!

Евгения САРЫЧЕВА