00:00, 7 октября 2006 года

Не нужен мне берег турецкий

Нет, не за романтикой гонялся Николай Васильевич, а, как сам признается, за рублем, чтобы семью прокормить – жену и пятерых детей. Ну, и само собой, мир посмотреть, как же без этого? Родом наш герой из села Красного, и все его предки из здешних мест, работали в этом же колхозе. Отец – скотником, мать - дояркой. Люди простые, но уважаемые в округе - за характер ладный да преданность крестьянскую. Так что веру эту Николай с детства впитал. Причем, как сам признается, жизнь не раз испытывала его в этом.

После школы у крестьянского паренька советских времен одна дорога была – в колхоз. Пошел Николай в трактористы. В середине 60-х эта профессия была в большой моде. Механизатор на селе считался самым завидным женихом. Не скрывает наш герой, заглядывались на него девчата, но выбрал одну-единственную, Надежду всей его жизни, которую повстречал в чистом поле.

- Как сейчас говорят, служебный роман у нас приключился, - улыбается Николай Васильевич. – Помню, весна была, начали сеять. Я - на тракторе, а Надюшу в тот день на сеялку поставили, регулировать норму высева, вот тогда-то я ее и заприметил, все в руках у нее горело, до работы жадная была. Так степной ветер нас и повенчал.

Поженились, стали растить детей. Сразу решили, что будет у них многодетная семья - чтобы скучать некогда было, да на жизнь жаловаться, шутит Надежда Васильевна. Разные времена пережили супруги, все вместе делили – и беды, и радости. Работали в родном хозяйстве не покладая рук, заботились о детях. В 80-х, когда в стране и в сельском хозяйстве начались не лучшие перемены, с деньгами стало труднее, решил глава семейства на поиски заработков отправиться. Был и в Казахстане, скот пас в степи, и трактористом в Буденновском районе.

- Пришлось все же однажды изменить крестьянскому делу, - вспоминает Николай Васильевич. – Объявление в газете прочел, что в Ставрополе одна пивоваренная компания приглашает на работу. Посоветовался я со своей Васильевной и решил податься в город. Тем более что Ставрополь от Красного, можно сказать, совсем рядом. Домой частенько наведывался, привозил деньги в семью. Но в конце концов понял я, что это не мое…

Вновь вернулся Н. Франко в родное сельхозпредприятие, тем более что дела здесь стали идти в гору, пошел работать трактористом. Председатель «Красносельского» Павел Трухачев только приветствовал это решение, даже в качестве благодарности дал семье Франко двух коров. С механизаторами в хозяйстве нынче как никогда туго, они, что называется, на вес золота. Хотя, казалось бы, отчего не работать - и зарплата пошла, и даже жильем обеспечивают, как в старые добрые времена. Но не заманишь сегодня молодежь в глубинку никакими пряниками, тем более когда до Ставрополя рукой подать, вот многие по проторенной дорожке и уезжают. В городе гораздо легче прожить, чем в селе.

- А тут надо вставать ни свет ни заря, по хозяйству управляться, да в поле ехать - пыль глотать, какая уж тут радость да развлечение, - замечает Николай Васильевич. – Корень всех бед в том, я считаю, что за последние десятилетия растеряли мы уважение к крестьянскому труду, упал престиж сельских профессий. Сейчас вот национальный проект объявили, дай бог, чтобы о нас, простых землепашцах, наконец-таки вспомнили - что есть еще мы вообще в природе и можем многое, если, конечно, нас поддержать, пусть даже добрым словом…