00:00, 6 октября 2006 года

Бить витрины здесь не будут. Пока

Про СССР

Журналистов интересовало, какое государство строит Лукашенко и не пытается ли он возродить Советский Союз в мини-формате, в чем его не перестает обвинять Запад. Теперь, по словам президента, и «там», наконец, поняли, что повторение СССР невозможно: ни Узбекистан, ни Украина, ни Казахстан не пойдут на это. Но на Западе боятся единения России с Беларусью. Прежде всего, экономического. Запад хочет сделать нас зависимыми, сказал Лукашенко, чтобы Россия поставляла туда нефть и газ, а мы – свою древесину и многое другое.

Беларусь сегодня движется по пути социально ориентированного государства, где человек – главная ценность. Во всяком случае, так декларируется. Под что и подстраивается экономика республики. Лукашенко уверен, что если человеку дать хорошую зарплату, его покупательская способность вырастет, тогда и заводы заработают.

- Конечно, когда средняя заработная плата объективно составляет 300 долларов, мы не можем дать человеку тысячу – это неизбежно приведет к нарушению всех экономических законов и принципов. И такая экономика рухнет, - подчеркнул Александр Лукашенко.

Про козни Запада

Кроме того, Беларусь, по словам ее президента, держит курс на строительство правового, демократического и, главное, открытого государства. К этому подталкивает экономика. В республике нет нефти и газа, зато львиная доля продукции экспортируется на мировой рынок. Кроме того, страна находится в центре Европы. Александр Григорьевич даже сгоряча сравнил Беларусь с проходным двором из России на Запад. «Извините, но около 100 миллионов тонн грузов в этом направлении и обратно передвигается по нашим дорогам», - поправился он. Но за рубежом многие пока поглядывают на Беларусь с опаской – дескать, диктатура, криминал, отсталость. Лукашенко считает, что все это происки прозападных СМИ, которые порой распространяют о стране много лжи.

Не так давно Евросоюз, несмотря на экономическое сотрудничество с республикой, пытался принять декларацию о жестких экономических санкциях в отношении Беларуси.

- Никто не поддержал, - не без гордости отметил президент. - Прибалтийские государства, Польша и все, кто граничит с нами, высказались «против», потому что знают, сколько в таком случае потеряют. - Бюджет Литвы почти на треть формируется за счет перевалки белорусских грузов через ее порты. Это больше 12 миллионов тонн. Та же ситуация и с Латвией - вот они и проголосовали в наших интересах.

Про «Единую Беларусь»

На вопрос корреспондента «СП» о внутриполитической жизни Белоруссии и возможности появления в республике правящей партии на примере «Единой России» Лукашенко ответил, что не стал бы создавать в стране «Единую Беларусь». По его словам, любая партия и общественная организация лишь тогда способна существовать и плодотворно работать, если она не создана самим правительством сверху. «Все должно вызревать «там», сказал президент, имея в виду народные массы, - в борьбе и муках». И добавил, что если бы в Белоруссии и зародились ростки такой «народной» партии или движения, то препятствовать их развитию он бы точно не стал. «У нас в стране около 28 партий», - неуверенно отметил президент и глянул на своего помощника. Тот поправил главу: не 28, а 17. На что Александр Григорьевич искренне удивился, дескать, куда подевались остальные? Ответа не последовало. Российские журналисты заулыбались и зашушукались.

Говоря о белорусской оппозиции, глава республики назвал ее «так называемой оппозицией». Президенту в Беларуси противопоставляют тех, кто пришел во власть вместе с ним, но из-за собственных амбиций оказался неудовлетворенным теми портфелями, которые им предложил Лукашенко. «Мне с такими проще бороться», - заявил глава республики.

Раньше оппозиционным был только Белорусский народный фронт, который потом раскололся на несколько частей. Каждая из них объявила себя самостоятельной партией. «Но всем понятно, откуда уши торчат», - сказал Лукашенко.

Про Союз

Некогда очень бурно обсуждавшуюся в СМИ тему объединения России и Белоруссии Лукашенко прокомментировал так: «Если Беларусь не вошла в состав России или же не объединилась с ней юридически, это не значит, что идея союзного государства угасла. Правда, есть некоторые сложности. Обе стороны на референдуме должны были принять единую Конституцию – основу жизни Союзного государства. Но этого не произошло».

По его словам, проблема в том, что совместная комиссия выработала проект Конституционного акта, который был представлен руководствам обеих стран для одобрения и рекомендаций на референдум, но из администрации президента России в главный союзный документ пришли исключающие дополнения. И процесс застопорился. По словам Лукашенко, в Москве считают, что отдают союзному государству и его органам власти, которые планировалось создать Конституцией, слишком много полномочий. «Но без этого даже ныне действующий договор о взаимном сотрудничестве между Россией и Беларусью оказывается сильнее предложенной Конституции», – высказался Лукашенко. И добавил, что против ослабления ныне действующего договора.

Про «белорусскую Чечню»

Дискуссии и переговоры о том, каким по форме должен быть Союз, продолжаются. Но Лукашенко заявил, что не пойдет на включение Беларуси в состав России в качестве отдельного округа или региона страны. Беларусь, по видению ее президента, не должна потерять государственности и раствориться в России. Причем по совершенно неожиданной причине. «Наши так называемые оппоненты спят и видят себя героями в национально-освободительной войне, - сказал Александр Лукашенко. – Как только Беларусь станет частью России, там будет похлеще, чем в Чечне. На это у Запада найдутся деньги: и нашим, и не нашим, которые приедут из-за рубежа». По сведениям главы республики, белорусской оппозиции зарубежные спонсоры прямо сказали, что ни на какие СМИ, семинары и прочие гуманные мероприятия денег больше не дадут – только на акции неповиновения, уличные погромы и тому подобное. Но пока повода для этого нет.

- Трудно представить, что в спокойной стране, в Минске кто-то выйдет на улицы и станет бить витрины магазинов и переворачивать машины, - сказал Лукашенко. – Но в другой ситуации…

Про дружбу и газ

Журналисты затронули еще одну болезненную для межгосударственных отношений тему – цены на российский газ. По словам Лукашенко, многие сегодня спекулируют на этом вопросе, дескать, вот Россия поднимет стоимость голубого топлива для республики и лопнет так называемое белорусское экономическое чудо, покатится республика в тартарары. Нефть белорусы уже покупают у России по мировой цене, заявил Лукашенко, газ –несколько дешевле, чем, к примеру, та же Украина, но при этом по ценам в полтора-два раза выше, чем в самой России. «А по договору должны поставлять по ценам своей, Смоленской области».

Лукашенко привел весьма пикантный пример российско-белорусских отношений, касающийся переговоров о покупке «Газпромом» половины акций «Белтрансгаза». Решено было продавать акции только российской компании и никому другому. И Москва предложила купить половину «Бел-трансгаза» не по рыночной цене, а по балансовой - за 300 миллионов долларов. «А как нам быть, если американцы предложат два миллиарда долларов за тот же пакет акций?!» – вопрошал «батька».

Как решение проблемы белорусская сторона предложила России рассчитаться за акции «Бел-трансгаза» по приемлемой цене, но в рассрочку. Или даже газом. Но и здесь, по словам Лукашенко, торможение.

- Если Россия добивается того, чтобы мы были зависимы от нее по газу, - продолжил глава государства, - так мы не возражаем и готовы покупать у «Газпрома» больше половины необходимого нам голубого топлива.

По словам президента республики, Россия уже назвала цену на газ - в случае ее повышения для Белоруссии. «Кто бы мог подумать полвека назад, что Москва будет продавать газ немцам дешевле, чем белорусам», - съязвил Лукашенко.

Но это все эмоции, закрыл тему президент. Сейчас идет тяжелый переговорный процесс. И раскрывать карты раньше времени белорусский «батька» не намерен.