00:00, 29 сентября 2006 года

Вот товар, а вот купец

Недавно московское рейтинговое агентство «Информационно-аналитический альянс» провело оценку общегородских торговых комплексов Ставрополя. При составлении рейтинга учитывались так называемые факторы привлекательности магазинов для арендаторов и покупателей. Это – внешний вид, близость к маршрутам общественного транспорта, наличие и удобство парковки, охрана и внутренняя отделка. Все эти параметры, по мнению исследователей, формируют уникальность (или, наоборот, стандартность) имиджа торгового центра. При оценке во внимание не принимались ассортимент предлагаемых товаров и статус арендаторов.

Так, по общим подсчетам лидером рейтинга стал торговый комплекс «Анастасия», не намного отстали и вошли в первую тройку «Галерея» и ЦУМ. Самые низкие оценки за внутреннее убранство и охрану получили Дом книги и магазин «Океан» (второй этаж). За внешний архитектурный вид высшими баллами отмечены комплексы «Анастасия», «Галерея» и недавно открывшийся ОРТЦ «Ставрополь». Стоит отметить, что с вопросом транспортной доступности, то есть парковкой и удобством подъезда, особых проблем у ставропольских торговых центров не возникает.

Московские специалисты особо отметили также торговый комплекс «Кейсария» на улице Пушкина. По их заключению, на первый взгляд, он сопоставим со столичными супермаркетами. Но, отмечено в рейтинге, «похож скорее на крытый рынок, нежели полноценный торговый комплекс».

По данным администрации Ставрополя, размер торговых площадей в столице края составляет чуть менее двухсот тысяч квадратных метров. На каждую тысячу жителей приходится примерно 550 квадратных метров. Эта цифра более чем в два раза превышает существующий в России норматив.

Торговые площади в Ставрополе наиболее интенсивно вводятся в последние несколько лет (кстати, это и общероссийская тенденция). И прежде всего это связано со строительством крупных торговых центров совершенно нового для города формата. Открытие в 2003 году ТРК «Галерея» стало для ставропольцев довольно громким событием. Теперь же появление новых супер- и гипермаркетов – дело привычное. В частности, только за первое полугодие текущего года в Ставрополе уже введено десять тысяч квадратных метров торговых площадей. Специалисты прогнозируют значительный рост этих показателей в самое ближайшее время. Такая тенденция говорит о значительном росте объемов продаж. Это значит, что количество ставропольчан, которые могут потратить деньги на покупки в крупных магазинах, возрастает. И, видимо, предложение пока не покрывает спрос в полной мере.

Хотя застройка города у нас во многом носит хаотичный характер, можно говорить о некоторых закономерностях в сфере торгового строительства. В частности, в Ставрополе границы наиболее привлекательных для торговли улиц определены четко. «Торговый путь» начинается в районе площади Ленина и тянется до Нижнего рынка. Именно здесь сосредоточено основное количество так называемых престижных магазинов. Сама концепция центра города, а также уникальность идеи торгового комплекса (если таковая присутствует) определяют степень посещаемости, спроса на товары и занятости площадей арендаторами. В то же время крупные продуктовые магазины и комплексы бытовой техники оккупируют сейчас в основном спальные районы Ставрополя. Общегородскими торговыми точками они не считаются, так как нацелены на обслуживание жителей преимущественно близлежащих микрорайонов. Тем не менее отвоевывают клиентов у «центровых» торговых комплексов, открывая отделы со схожим ассортиментом.