00:00, 26 сентября 2006 года

Как уволить директора, или Конец карьеры на карьере

И вообще, такие успешные производственные коллективы, как ГУП ПСК «Кочубеевский механизированный карьер», никогда не бастуют. Им бы работать и работать! Потому что предприятие это вполне рентабельное, ежегодно получает многомиллионные прибыли. И зарплаты здесь высокие, и выплачивают их всегда своевременно.

Тем не менее на прошлой неделе здесь прошло весьма бурное профсоюзное собрание. Я там был. И потому могу засвидетельствовать – страсти в коллективе кипят нешуточные. Кроме возможной забастовки, говорили и о том, что здешние работники готовы установить круглосуточное дежурство, дабы обороняться от «варягов», вознамерившихся усадить в директорский кабинет своего представителя.

Нынешний директор Павел Романюта на собрании демонстративно отсутствовал, давая тем самым понять, что не его это дело – страсти разгребать. Впрочем, теперь он уже и не директор. Из вышестоящей организации – краевого управления дорожного хозяйства – по факсу прислали приказ об отстранении П. Романюты с 18 сентября. После этого профком провел заседание, и состоялось то самое собрание. Резолюцию в защиту отстраненного руководителя приняли единогласно. И теперь то, что коллектив горой стоит за своего бывшего директора, должно быть известно и губернатору, и в ПСК, и в администрации района, и в управлении дорожного хозяйства, и в средствах массовой информации, по чьим адресам разослан этот документ.

Мне, признаться, редко доводилось встречаться с таким вот единодушием. Чаще – наоборот. Начальников на Руси испокон веков недолюбливают – такой уж у нашего народа менталитет. Несколько лет назад поспорил по этому поводу с приятелем. И опросили с ним 10 человек на автобусной остановке. Так вот, восемь из десяти о своем руководстве отозвались резко негативно, один сказал, что его директор «ни рыба ни мясо», и только один заявил, что начальник у него – «нормальный мужик». Не верите – попробуйте сами провести опрос на эту тему.

А то, какой директор П. Романюта, можно понять, побывав в его кабинете. Там, как и положено, четыре стены, так вот две из них чуть ли не до самого потолка увешаны различными дипломами и грамотами. Есть тут и ордена «Отличник качества Ставрополья», и кубки «Лучшее предприятие» за 2001-й, 2002-й, 2003-й, 2005-й годы. Это впечатляет. Как и слова заместителя главы администрации Кочубеевского муниципального района Н. Гуры:

- Мехкарьер – крупнейший налогоплательщик в районе, по этому показателю в последние годы он обошел даже наши знаменитые колхозы – «Казьминский» и имени Чапаева. И зарплаты в этом ГУПе – одни из самых высоких в районе. А у директора нет ни одного взыскания от вышестоящих организаций. Так кому же тогда выгодно это – отстранять Романюту от должности, будоражить коллектив, а значит, рисковать прибылью, налогами? Мне это совершенно непонятно. А ко всему прочему есть еще и акты многочисленных проверок, не выявивших в действиях руководителей карьера никаких нарушений.

Недоумевает в том числе и глава района Г. Скарга, с которым тоже довелось поговорить на эту тему. Дело в том, что все экономические успехи карьера за последние семь лет крепко-накрепко связаны с этой фамилией – Романюта. Директором он здесь стал в 1999 году, когда карьер находился в предбанкротном состоянии. Долги предприятия превышали 23 миллиона рублей. Да что долги! Так называемая текучка кадров достигла угрожающих размеров – карьер, по идее, должен был в скором времени вообще остаться без специалистов. Потому что зар-платы не выплачивались по нескольку месяцев. И техника простаивала без запчастей, и дефицит горючего стал хроническим.

Следующие семь лет под руководством нового директора предприятие подвигалось вперед только по восходящей кривой производственно-экономических показателей. В итоге появились в директорском кабинете все эти дипломы, грамоты и кубки. А у коллектива, где сейчас трудятся почти 300 человек, – стабильные и очень высокие зарплаты плюс специальные льготы, оговоренные в коллективном договоре, плюс уверенность в завтрашнем дне. Как ему это удалось? По общему мнению своих подчиненных, А. Романюта – просто талантливый менеджер. При этом его трудно назвать каким-то рубахой-парнем. Да нет, строг директор, требователен, а что касается лентяев, прогульщиков, пьяниц – к ним он просто беспощаден. Добреньким его никто не считает. Добреньких руководителей вообще мало кто уважает. А своего директора коллектив мехкарьера уважает вполне искренне. И готов отстаивать его, директорские, и свои, коллективные, интересы. Остается только надеяться, что до забастовки дело не дойдет.

Так за что же с ним расторгли контракт? Этот вопрос я хотел бы задать прежде всего новому начальнику краевого управления дорожного хозяйства В. Чиркову. Через три дня, в течение которых продолжались телефонные переговоры с его секретарем и помощником, убедился, что Василий Александрович - человек занятой, времени для встречи с журналистом у него нет. Конечно, это можно объяснить и тем, что дорожная отрасль - дело хлопотное, и тем, что управление недавно выделилось из состава краевого министерства промышленности, транспорта и связи.

- У нас идет перестройка, меняется стратегия отрасли, формируется новая команда управленцев. Романюта в нее не вписывается. Только этим и можно объяснить его увольнение, - объяснила мне по телефону юрист управления И. Горбачева.

При этом она сослалась на статьи 278 и 279 Трудового кодекса. По первой из них руководитель вышестоящей организации имеет право уволить подчиненного руководителя структурного подразделения без объяснения причин.

- Но ведь у директора Кочубеевского мехкарьера до этого не было выговоров или других взысканий от вашей вышестоящей организации? - уточнил я.

- Если бы у него были взыскания, его бы уволили по другой статье, - констатировала моя собеседница.

Помощник начальника управления А. Фоминов был таким же категоричным:

- Никакого конфликта между управлением и коллективом мехкарьера не существует. Мы действительно расторгли контракт с директором - это наше право. В управлении сейчас формируется новая команда, началась перестройка в связи с выделением из состава минпрома. Романюта в новую стратегическую программу управления не вписывается. А то, что его поддерживает администрация района, значения не имеет. Этот ГУП перечисляет налоги в муниципальный бюджет, предоставляет жителям района рабочие места. Только этим сотрудничеством карьера с местными властями и ограничивается. Указывать управлению, кого они хотели бы видеть директором карьера, районные власти не имеют права.

Разговаривал я и с представителями министерства промышленности, транспорта и связи, в чьем ведении еще недавно находилось управление дорожного хозяйства. Там подтвердили, что ГУП ПСК «Кочубеевский механизированный карьер» - одно из лучших государственных унитарных предприятий правительства Ставропольского края. Ежегодно получает прибыль, 10 процентов которой перечисляется в краевой бюджет. Как там дела пойдут после смены директора, в минпроме не знают. Однако мои собеседники из министерства единодушно сомневаются, что смена руководителя пойдет этому ГУПу на пользу. Все-таки от добра добра не ищут.

- В коллективе сейчас очень сложная обстановка. Никто не может понять, за что же сняли директора. Все спрашивают. А что я им могу ответить? Ведь никто из управления дорожного хозяйства так нам толком и не объяснил, - рассказал мне заместитель директора мехкарьера С. Борисенко.

Сам бывший директор П. Романюта намерен оспорить свое увольнение в суде. Суд уже принял его иск к рассмотрению. Кстати, 278-я статья Трудового кодекса, на которую ссылается юрист управления, применима только к руководителям частных коммерческих структур и никак - к работникам государственных унитарных предприятий. К тому же директор карьера П. Романюта был избран членом профкома. Как выяснилось, такое тоже бывает, если профсоюзы уважают своих работодателей. Согласно действующему в стране федеральному Закону «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» любого члена выборных профорганов можно освободить от должности только с согласия профкома. Профком свое несо-гласие уже высказал, профсоюзное собрание тоже. Что скажет суд?