00:00, 16 сентября 2006 года

Розы – для души, а лох – для пользы

Не дождавшись милости от природы, люди придумали способ, как изменить жизнь к лучшему. Тогда и были посажены первые искусственные леса, вернее, лесополосы. Они и снег задерживали, и служили местом отдыха, и животному миру помогали развиваться. Первые государственные (так называемые сталинские) лесополосы – самые мощные, они живы-здоровы до сих пор, а второе поколение было высажено в семидесятых. Выбор у степняков весьма ограничен: акация, вяз, дуб, гледичия. Только они смогли выстоять в пятидесятиградусную жару, не сломиться под порывами сильного ветра. Правда, кое-где проскакивают подарки от прагматиков - абрикос, алыча, шиповник, смородина.

В ведении Дивенского лесничества пять тысяч гектаров насаждений, которые требуют постоянного ухода и обновления. А в коллективе всего-то десяток человек. Однако с работой своей справляются, без дела никто не сидит. Зарплата по сельским меркам нормальная, текучести кадров не наблюдается, потому и попасть в лесоводы непросто. К тому же ежегодно выдают зерно и сено для личного подсобного хозяйства, причем все это выращивается здесь же, на территории лесничества. Люди в коллективе - на все руки мастера: и сучья рубить, и за саженцами ухаживать, и селекцией заниматься. Каждый на собственном опыте знает, как трудно вырастить дерево. Да что там дерево – даже неприхотливый, на первый взгляд, шиповник требует и навыков, и мастерства, и терпения. Чтобы он дал всходы, семена нужно выдержать во влажном песке ровно 200 дней. Причем «проснется» лишь половина из них – и то не дружно, а с интервалом в целый год.

Меньше хлопот приносит гледичия – эдакая неприступная красавица с мощными, до 10 см в длину, роговыми колючками. Что хорошо – ее не едят животные, которые в засушливые годы употребляют все, что имеет зеленый цвет.

Лесничий Иван Прошунин за долгие годы работы всякого навидался: бывало, только посадят они лесополосу, а тут отара овец налетела – и за милую душу их труд слопала. Что делать, погоревали-поохали, да опять за работу. А еще было время, когда подросшие деревца безжалостной рукой спиливались на дрова, на стройматериалы и изгороди. Вот обидно-то, до слез!

- Я ведь сам в лесу вырос, - рассказывает Иван Петрович, - в Воронежской области, у нас в деревне печки только дровами и топили. Запомнилось из детства: только в лес вошел – тут тебе лесник навстречу. Высокий, стройный, форма на нем с иголочки, шевроны, сумка офицерская через плечо. Всегда укажет, где можно дровишек заготовить, где деловую древесину найти. А за это нужно было отработать – в том же лесу порядочек навести.

Вот такие законы были во времена Иванова детства. Лесник был самым уважаемым на деревне человеком. Потому чуть не половина мальчишек из их класса и пошли учиться лесному делу, чтобы потом остаться верным ему на всю жизнь. Вот И. Прошунин уже 32 года старается одеть в зеленый наряд степь. Здесь, в Дивном, и судьбу свою встретил – Галина тоже приехала сюда из Буденновска за степной романтикой.

Их дом расположен в двух шагах от лесничества, и нет между территориями даже ограды. Как нет определения рабочему времени и личному, должностным обязанностям или домашним хлопотам. Все, что собираются Прошунины внедрить в практику, для начала проходит испытание в их собственном саду. К примеру, учатся колировать. Я не зря рассказала о том, как трудно прорастить шиповник. Дело в том, что в дальнейшем к нему прививают почку розы, и после некоторых хлопот и волнений кусты идут на продажу. Занимаются разведением царицы цветов дивенские лесоводы уже несколько лет, однако население требует роз еще и еще. Кстати, на участке Галины можно увидеть куст, на котором растут одновременно алая, белая и черная розы. А на дереве яблочки мирно соседствуют с грушей или айвой. А еще в гости иногда залетает парочка фазанов – наверное, они знают, что здесь живут люди леса.

Говорят, умение колировки дано не каждому. Как хочешь назови – легкая рука, навык, интуиция – у одного всё приживается, а у другого – ни кустика. Вот таким мастером считают в лесничестве Наталью Колосницыну. Ее результат – 99 процентов удачи.

Кроме роз, для нужд населения выращивается несколько пород хвойных деревьев – они в Апанасенковском районе настоящая редкость. Нынешней весной главе райадминистрации Александру Косолапову захотелось придать родному Дивному экзотический оттенок. Так в честь 60-летия Победы в центре села появился сосновый сквер.

Но сосна тоже требовательна и капризна: двухлетка относительно легко примет любую почву, а саженцы постарше пересадки не любят, так что их удел – играть роль новогодней елки. Хорошо, что хоть с этим теперь в Дивном проблемы нет – заказывай любую под корешок.

А на территории лесхоза и вовсе диковинная флора поселилась: сибирская ель соседствует с черноморским кипарисом, есть здесь псевдотсуга, несколько сортов можжевельника. Радуют взор профессионалов и клиентов казацкий и стелющийся можжевельник, до самых морозов алеют гигантские букеты гибискуса, или сирийской розы.

- А сейчас мы работаем с лохом, - говорит И. Прошунин, - и довольный произведенным впечатлением улыбается.

Оказалось, что лох узколистный – это такое дерево. Укрывшись в тени, бригада ловко перетирает на огромном сите семена давно знакомых мне «маслин» – так их называют в народе. Честное слово, никогда не знала, что лох – он всегда рядом. Терпкая эта ягода приобретает сладость и оригинальный вкус после первых морозов. У «маслин» красивые косточки тигрового окраса – бусами из них любят украшать себя местные малолетние модницы.

Два дня эти ягоды всем коллективом собирали, теперь столько же потребуется на подготовку семенного материала. Экзотика, конечно, приносит некоторую прибыль, но об акации, вязе и лохе тоже забывать нельзя: лесополосы требуют постоянного обновления. Каждый год часть из них сгорает и, как подозревают лесоводы, не от случайного окурка: таким образом колхозники борются с вредителями полей. Но поймать на месте преступления кого-либо очень сложно, ведь совершаются все поджоги ночью и без свидетелей. Заготовители дров, правда, теперь никого не беспокоят: район газифицирован. По этой причине возникла новая проблема: некуда девать спиленные деревья.

Ну и, конечно, не может не волновать хранителей зеленой зоны вопрос поистине государственный. Законы об управлении лесами России так часто меняются, что некоторые из них не успевают даже в полной мере вступить в силу. Бесконечные поправки, дополнения и изменения вносят настоящую сумятицу в умы и мысли людей. Ожидается, что новый Лесной кодекс будет принят уже в этом году, но каким он будет – вот вопрос. В воздухе витает идея введения частной собственности на леса, а это многие заранее расценивают как экологическую катастрофу. Если поддержать благополучие «легких» нашей земли не по силам государству, то как его можно передать в частные загребущие руки? Мало того что рыболовам сейчас некуда податься: что ни водоем, то платный, так еще и о ягодах-грибах придется забыть. Тогда на очереди останется только приватизация атмосферы.

* * *

По случаю профессионального праздника всех ветеранов и работников лесного хозяйства поздравили губернатор А. Черногоров и председатель Госдумы края Ю. Гонтарь. Они, в частности, отметили, что каждодневный труд лесоводов - залог сохранности растительного и животного мира, воды и почв – исконных природных богатств родной земли - и способствует оздоровлению среды обитания людей, а значит, служит необходимой основой социального и экономического развития Ставрополья.