00:00, 8 сентября 2006 года

Хватит увлекаться пшеницей

Средняя урожайность по зоне – 33,4 ц/га, максимальная в Советском районе – 46,3 ц. Среди хозяйств самый большой каравай – 73,3 тысячи тонн собран в колхозе имени Ленина этого же района, а на круг здесь получено 60,3 центнера зерна. Среди КФХ в числе лучших были отмечены хозяйства Степновского, Буденновского районов.

Но не об одних успехах собрались поговорить селяне. Гораздо важнее, как подчеркнул первый заместитель министра сельского хозяйства края Юрий Белый, учесть уроки минувшего сезона, чтобы в следующий раз, как говорится, не наступать на одни и те же грабли, находя все новые источники повышения эффективности зернового производства, которое сегодня для края является определяющим. Сделать это с каждым годом становится все труднее. В прошлом году рентабельность отрасли – 18 % – была одной из самых низких за последнее время. Себестоимость тонны зерна составила 1759 рублей, в этом году, по предварительным прогнозам заместителя министра сельского хозяйства СК Александра Ялового, она может подняться и вовсе до двух тысяч рублей. Спасти положение дел может только внедрение менее затратных энергосберегающих технологий и техники. В качестве примера приводился Буденновский район, где активно переходят на новые рельсы землепользования, получая неплохую отдачу.

Многое, конечно, еще зависит от «зоркого ока» руководителя сельхозпредприятия, его хозяйского чутья. Так, в СПК имени Кирова Курского района сэкономили немалые деньги, перейдя от воздушной химической защиты посевов к наземной, которая обходится раза в четыре дешевле. И таких примеров много. В крае есть немало настоящих хозяев, которые и землю не обижают, получая хорошие урожаи, и людей, которые на ней трудятся.

Один из способов повышения эффективности работы хозяйств, по мнению Юрия Белого, - пересмотр сортовой политики. В последнее время многие гонятся за озимой пшеницей. Прошлый год наглядно продемонстрировал плоды этого увлечения, когда цены на продукцию упали, как говорится, дальше некуда. Между тем рынком более востребованы другие «страховые» культуры, среди которых озимый ячмень, рожь. Подзабыли ставропольские земледельцы и о твердых сортах пшеницы. Отечественной макаронной промышленности, которая уверенно становится на ноги, их только подавай. Нелишним будет вспомнить, что край в былые времена поставлял такую пшеничку на экспорт даже для прославленных итальянских спагетти.

А вот ставропольские ученые о такой пшенице никогда не забывали. Так, на сортоиспытательных участках Ачикулакской станции Нефтекумского района некоторые твердые сорта пшеницы по урожайности даже превзошли мягкие.

Тему сортовой революции затронули именно сейчас не случайно. Ведь осенний сев не за горами, а его проведение вызывает определенную тревогу. 70 лет на Ставрополье не было такой затяжной засухи. Запасы влаги в почве крайне скудны, в лучшем случае одна пятая от потребности. Все надежды на дожди, которые вроде бы обрадовали земледельцев в эти дни. По всем оптимальным срокам сев должен начаться в середине сентября. Вся почвообрабатывающая и посевная техника практически готова. Нет особых проблем и с формированием семенного фонда. На нефтебазах и складах сельхозпредприятий запасено 94 процента дизельного топлива от потребности и 83 процента - бензина.

Обеспечение горючим, которое занимает львиную долю в себе-стоимости сельхозпродукции, – один из болезненных для селян вопросов. Впервые в этом году государство приняло решение о компенсации части затрат на ГСМ. Деньги эти, естественно, не такие уж и большие. Между тем край до сих пор не может выбрать отведенный ему лимит. Из 211 миллионов рублей незаявленными еще остаются более 50 миллионов. Некоторые хозяйства, в том числе и фермерские, не спешат с предоставлением необходимых документов на получение компенсации. Обидно, если эти деньги уйдут обратно в Москву или будут переброшены в другой, более расторопный регион.

В заключение зонального совещания по итогам уборочной страды состоялось награждение руководителей лучших хозяйств второй почвенно-климатической зоны, уборочно-транспортных комплексов, комбайнеров, водителей и других специалистов.