00:00, 1 сентября 2006 года

Неместные люди

Обстановка напряженная

Ситуацию в крае с миграцией иностранных граждан замначальника Управления федеральной миграционной службы по СК Юрий Полтавцев назвал стабильной. Действительно, по цифрам наш край не особо отличается от большинства других регионов России. По данным УФМС, сейчас на Ставрополье находится 22408 иностранцев и лиц без гражданства, что на четыре тысячи больше, чем в прошлом году. Подавляющее большинство, по их заявлению, приехали с частным визитом. В основном, это граждане Армении, Азербайджана, Казахстана и Узбекистана. Всех, кто официально пересек границу, берут на учет. Миграционная служба по Ставропольскому краю внедрила программно-аппаратный комплекс, в который заносят всех иностранных граждан, попадающих в поле зрения ФСБ, МВД и других силовых структур.

Но есть и другая точка зрения, на которой настаивал главный федеральный инспектор по СК Александр Коробейников. Ставрополье – чрезвычайно сложный регион. Здесь стоит упустить из виду хотя бы одного приезжего, не говоря уже о группе лиц, и можно получить тяжелейшие последствия.

Граница нараспашку

Начальник Минераловодского ЛУВДТ Валерий Коляда обратил внимание главного федерального инспектора на проблемы, которые сводят на «нет» попытки отследить передвижения каждого иностранца. Если согласно Воздушному кодексу допускается стопроцентный досмотр грузов, багажа и пассажиров в аэропорту, то в отношении пассажиров в поездах и на железнодорожных вокзалах таких прав у милиции нет. А безошибочно определить на глазок, кто есть кто, при выборочной проверке невозможно. Все просьбы руководства транспортной милиции расширить их права пока понимания не находят.

Оставляет желать лучшего и взаимодействие с пограничниками. Каждый день через станцию Минеральные Воды проходят несколько поездов из Казахстана и Украины. Но никакой информации с границы, где пассажиры проходят паспортный контроль, милиционеры не получают.

- Если бы мы знали, сколько иностранцев прибывает и куда они направляются, то было бы гораздо проще отследить их перемещения, - считает Валерий Иванович.

Впрочем, начальник транспортной милиции тут же добавляет, что, по оценкам экспертов, из 100 граждан, которые пересекли границу, примерно 30 не доезжают до того пункта, который они заявили.

Есть и еще одна проблема. Большинство иностранных граждан к нам попадают не самолетами и поездами, а автобусами, легковыми автомобилями и даже пешком из соседних областей и республик РФ. Отследить все их перемещения практически невозможно.

Завихрения финансовых потоков

Александр Коробейников привел шокирующие цифры. По имеющимся данным, каждый месяц легальные и нелегальные мигранты вывозят за пределы Ставрополья до 70 миллионов долларов.

- Деньги в крае есть, и деньги огромные, - считает главный федеральный инспектор. – Но они крутятся вокруг не той оси, которая бы принесла пользу краю и его жителям.

Арматурщики из Турции. Зачем?

Крайне возмущает главного федерального инспектора засилье иностранных рабочих. И это в то время, когда в крае остро ощущается нехватка рабочих мест. Если бы речь шла о высококвалифицированных специалистах, которые помогают наладить новое производство, тогда понятно. Но зачем нам нужны арматурщики из Турции, бетонщики из Азербайджана, продавцы из Китая? Неужели наши люди не могут выполнять все эти работы?

Ситуацию несколько прояснил директор Пятигорского центра занятости Павел Кривуца. По его словам, 89 процентов всех вакансий – это низкооплачиваемые малоквалифицированные рабочие специальности. А на учете в центре занятости стоят в основном люди с высшим и средним специальным образованием. Причем из них 60–70 процентов – женщины, много матерей-одиночек. Естественно, они не пойдут работать бетонщиками. Не могут в Центре предложить и вакансии реализаторов на оптово-розничных рынках, поскольку их владельцы указывают минимальную заработную плату 700 рублей.

Главы Курского и Нефтекумского районов Сергей Логвинов и Михаил Товчигречко указали и еще одну причину высокого уровня безработицы среди местного населения. Вакансии есть. Не хватает учителей, врачей, сварщиков, механизаторов и виноградарей. Но люди всеми правдами и неправдами стараются попасть в категорию безработных, стать на учет в центрах занятости. Ларчик открывается просто: средняя зарплата, например, по Курскому району составляет 2700 рублей, а пособие по безработице – до 2880 рублей.

В чужой приход – со своим уставом

Тревожит главного федерального инспектора и то, что под давлением приезжих жители восточных районов края покидают родные места. Практика показывает, что стоит одному «пришельцу» официально осесть в каком-либо селе, как очень скоро к нему перебираются семь-восемь родственников. А инфраструктура села к такому количеству переселенцев не готова: нет достаточного количества мест в детсадах, школах, негде работать. Приезжие начинают активно конкурировать с местными. К тому же они, как правило, держатся своих традиций, норм поведения, не желают приспосабливаться к существующим в селе правилам жизни. Возникают конфликты, многие местные жители не выдерживают и уезжают.

Глава Курского района Сергей Логвинов посетовал, что заявительный характер переписи не дает реальной картины. Например, турок-месхетинцев в районе числится три с половиной тысячи. На самом же деле их проживает примерно в три раза больше. То же самое по другим национальностям. О колоссальном притоке мигрантов свидетельствуют различные косвенные данные. В частности, то, что цены на жилье в отдаленном Курском районе практически сравнялись с ценами в регионе Кавминвод.

Под конкретные задачи

Как известно, недавно было принято постановление правительства РФ о программе переселения в Россию наших бывших соотечественников из стран СНГ. Правда, пока средств из федерального бюджета не поступило, а местная казна пуста. Тем не менее Александр Коробейников потребовал уже сейчас активно готовиться к реализации программы. В каждом городе, в каждом районе необходимо определить конкретные задачи, которые помогут решить переселенцы, решить, кто именно нужен и где этих людей расселить. Например, в крае есть весьма перспективные месторождения нефти. Рано или поздно их начнут осваивать, и тогда понадобятся высококлассные нефтяники. Такие специалисты, например, в избытке имеются в Азербайджане. Значит, надо создать условия для их переселения. Или взять хлопок. Когда-то его успешно выращивали на Ставрополье. Почему бы не вернуть эту прибыльную культуру на наши поля? Но прежде нужно привлечь специалистов из тех стран СНГ, где производство хлопка находится на высоком уровне.

Как выдворить непрошеных гостей

Начальник УВД на КМВ Владимир Силантьев одной из главных проблем, которые не дают ввести в русло миграционный поток, считает трудности с выдворением нежелательных визитеров. По закону их выдворение из страны должны оплатить либо они сами, либо их родственники. Естественно, никто этого не делает. Приходится милиции, миграционной службе самим где-то изыскивать средства. Содержать нелегальных мигрантов негде. И заполняют ими изоляторы временного содержания, хотя эти помещения отнюдь не лишние. Нет средств и на то, чтобы кормить задержанных.

- В результате мы сами просим суды, чтобы они не выносили решения о выдворении нелегальных мигрантов, - признался Владимир Силантьев.

Вот и получается, что нелегальные мигранты прекрасно знают, что их не выдворят из страны. А потому спокойно платят штрафы и продолжают заниматься своими делами. Так что пока не будет профинансирована система выдворения нежелательных гостей, взять под жесткий контроль миграционные потоки не удастся.

Александр Коробейников заверил собравшихся, что предложения и замечания, прозвучавшие на совещании, он доведет до сведения полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе.