00:00, 1 сентября 2006 года

Душа просит песни

Выяснилось, что хор только что вернулся с гастролей в Канаде. Тогда выезды наших артистов в капстраны были большой редкостью. Естественно, мои первые вопросы к хормейстеру касались его впечатлений от концертов за рубежом.

- Во время первого же своего выступления в Торонто мы испытали настоящее потрясение, - сказал маэстро (к сожалению, не помню его фамилии). - Исполнили первую песню «По диким степям Забайкалья» - в зрительном зале мертвая тишина, ни одного хлопка. Исполнили вторую - «Из-за острова на стрежень» - та же картина. Мы в полной растерянности. Опускаем занавес и спрашиваем у канадского распорядителя: «В чем дело? Мы плохо поем?». А он в ответ: «Да вы посмотрите в зал! Они же все плачут!». Вгляделись в первые ряды - действительно, на лицах многих зрителей блестят слезы... На концерт, как мы потом узнали, пришли в основном выходцы из России и Украины, которых довольно много в Канаде. И это была их первая встреча с родной песней на родном языке после долгих лет, проведенных на чужбине...

Нечто подобное недавно испытала и я. Не в чужой стране, а в своей собственной, в благословенном нашем Ставрополе. В субботу в соседней девятиэтажке играли свадьбу. Кортеж украшенных цветами и лентами иномарок, как водится, отчаянно сигналя, въехал во двор и остановился у подъезда. Нарядные участники свадебной церемонии шумно высыпали из машин. В руках одного из них появилась гармошка. Грянула веселая «Калинка», а потом вдруг несколько сильных мужских и женских голосов слаженно запели: «По Дону гуляет казак молодой...».

Я почувствовала, как у меня неожиданно перехватило горло и на глаза навернулись слезы - в душе что-то встрепенулось от этих полузабытых родных мелодий и слов...

Почему-то так сложилось, что в последние 15 лет русские народные песни практически перестали звучать на российском радио. Их редко исполняют в концертах. Все заполнено вездесущей «попсой» - и ветераны шоу-бизнеса, и новички из «Фабрики звезд» приводят своих поклонников в восторг, хотя мелодии их песен, как правило, не запоминаются, а текст подчас и пересказать невозможно. Они берут другим - откровенным нарядом, раскованным танцем. А русская песня требует другого поведения на сцене, она зовет к раздумью над действительностью, к сопереживанию... И каждая из них - как поэма о человеческой судьбе – «Помню, я еще молодушкой была», «Матушка, матушка, что во поле пыльно?», «Ямщик, не гони лошадей», «Вот мчится тройка почтовая», «Хазбулат удалой», «Вдоль по улице метелица метет» и десятки других, столь же прекрасных песен.

А ведь были времена, когда они практически ежедневно звучали по радио на всю страну. Их исполняли эстрадные и самодеятельные артисты и мастера оперной сцены. Вспомните советский фильм «Приходите завтра». Его героиня, приехав поступать в столичную консерваторию из глухой таежной деревни, в которой никогда не было ни музыкальной школы, ни людей, знакомых с искусством вокала, на вступительном экзамене безукоризненно воспроизводит и русскую песню «Вдоль по Питерской», и арию из классической оперы. Этому она научилась, слушая по радио постоянные трансляции концертов из Москвы.

А сейчас уже выросли целые поколения россиян, родившихся в век магнитофонов и электронных проигрывателей, которые назовут на память десяток исполнителей зарубежных и отечественных хитов, но вряд ли напоют «Вечерний звон» или «Лучинушку».

Да и откуда им знать старинные родные напевы? Сейчас нужно обойти полгорода, чтобы найти диск записей русских и украинских песен. Как-то незаметно ушли из нашей жизни многолюдные праздничные застолья, когда было принято выводить хором любимые народные мелодии. Не слышно, чтоб и на селе по вечерам на улицах собиралась, как бывало когда-то, молодежь, чтобы попеть и поплясать...

А на телевидении русской песне в наши дни отведено всего 40 минут один раз в неделю на единственном канале - в передаче «Играй, гармонь любимая!». Рождением своим эта передача целиком обязана истинному патриоту России, страстному пропагандисту русской народной музыки Геннадию Заволокину. Насколько простые люди за последние годы истосковались по родной песне, было видно по количеству зрителей и участников, которые собирали его фестивали «Играй, гармонь». Их были тысячи - городских и сельских жителей в любом уголке России, где появлялся Геннадий Заволокин с группой помощников. Объездил он, можно сказать, почти всю страну и даже некоторые бывшие республики СССР. Жаль, что жизнь его трагически оборвалась. Сейчас дело Г. Заволокина продолжают его дети - дочь и сын. И недавно телепередача «Играй, гармонь любимая!» отметила свое 20-летие.

Но фестиваль - это все-таки разовое явление. А русская песня, вобравшая в себя вековую мудрость и мораль нашего народа, нужна повседневно для поддержания национального духа. Положение не могут спасти одиночные концерты народных хоров или оркестров народных инструментов, изредка прорывающиеся в радиоэфир или на телеэкран сквозь засилье «попсы». Мы должны слышать и слушать родные мелодии постоянно. Иначе наши дети и внуки начнут считать народными такие пошлые поделки, как: «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже...».