00:00, 31 августа 2006 года

Мечтала стать птичницей и отличницей

Если бы подобные истории происходили в какой-нибудь обычной школе, их сочли бы экстравагантной выходкой, нарушающей нормы. Но преподаватель биологии Анна Юзефова работает в Ставропольском лицее № 10, имеющем химико-биологический профиль, и это объясняет все. Да и 25 лет педагогического опыта дают ей право на импровизации такого рода. Если мы скажем, что биология - это наука о жизни, Анна Алексеевна обязательно дополнит: «И о любви к жизни». В сущности, таков ее формальный (и неформальный) педагогический метод. Щенок, появившийся в классе, означает, что сама природа пришла говорить с детьми: этот урок запомнится им на всю жизнь.

Лицей № 10 – базовая экспериментальная площадка Ставропольского медицинского колледжа. Есть в городе и другие источники естествознания: краевой биологический центр, медакадемия, Малая научная академия, СГУ, другие институты. И всюду, где ведутся научные исследования, появляются ученики Анны Юзефовой. Как-то они прибежали на урок в слезах: в мед-академии после проведенной операции погибла подопытная крыса. Так, в аргументах и фактах приобретается столь необходимое биологическое убеждение: биология – наука о живой природе. Главное здесь – установка на положительные ценности и уважение к научным авторитетам. Скажем, триста с лишним лет назад нидерландский ученый Левенгук заглянул в микроскоп и в капле воды впервые увидел движение бактерий. Ученики Анны Алексеевны, записавшиеся к ней на элективный курс, получают в распоряжение индивидуальный микроскоп и почти так же, как Левенгук, могут изучать все те же диковинные существа. Кстати, с бактериями у Анны Алексеевны связана одна серьезная история. Несколько лет назад, работая в ессентукской школе, она со своими восьмиклассниками затеяла самостоятельное исследование ессентукской минеральной воды. В некоторых старых источниках, расположенных в курортной зоне вблизи жилых строений, пробы воды оказались небезупречными.

Как биолог, в течение ряда лет Анна Алексеевна входила в координационный совет при администрации Кавминвод. Данные этих исследований она представила ее руководству. Было найдено решение: бурить новые глубокие минеральные скважины. На Всероссийской олимпиаде по экологии, проходившей в Саратове, по результатам проведенного эксперимента ребята получили диплом.

И все-таки, чтобы определить место профильной биологии в системе школьных знаний и предпочтений, надо увидеть простой, но существенный факт. В десятой школе год от года количество учеников растет. Всюду сокращается, а здесь положительная динамика – почему? «Потому, - объяснила Анна Алексеевна, - что наши дети не играют во взрослую жизнь, а действительно взрослеют. Медицина, биология, химия – реальные практические знания. Изучая все базовые школьные предметы, наши ученики проходят углубленный курс по профильным наукам. Этому способствует и практикуемая зачетная система обучения. Многие самостоятельно, без помощи репетиторов, поступают на бюджетные отделения в медицинские, фармакологические и другие учебные заведения. И не обязательно это отличники…» Типичный пример – выпускник лицея Генрик Вердиян. Скромный парень из скромной семьи увлекся биологией, стал делать научные сообщения, писать первые научные работы. Сейчас он студент II курса СГУ. Таких примеров много, но, чтобы ученик действительно мог подняться, рядом должен быть учитель.

Обладатель диплома Северо-Осетинского государственного университета, Анна Алексеевна могла уйти в науку или работать в солидной лаборатории с пальмами и коврами, да она и работала. Однако по неписаным законам романтики оставила аспирантуру, пальмы и уехала в далекий Орск. Первые ученики, первые уроки биологии и символ Урала – оренбургский пуховый платок… Что здесь было общего, давшего ей ощущение смысла и чувство угаданной судьбы? Свое педагогическое беспокойство молодая Анна осознала как силу, способную пробуждать спящих людей. Она и сейчас видит в детях не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который необходимо зажечь. Все прочие теории и знания, убеждена Анна Алексеевна, так или иначе несут в себе разрушающие свойства, направленные против самого ценного, что есть в человеке, – его связи с природой. Биология же защищает этот союз. «В эпоху экологического кризиса, - говорит она, - наш современник должен по-новому осознать природу и все стихии мира, чтобы сохранить в себе то живое, что не подлежит механизации».

Однако, будучи современным педагогом, Анна Юзефова, заместитель директора лицея по научно-экспериментальной работе, чрезвычайно ценит новые технологические возможности. В школе существует весь цикл мультимедийного оборудования: компьютеры, типографский комплекс, выход в интернет. Не без помощи студентов и преподавателей СГУ вместе со своими учениками Анна Алексеевна создала собственную компьютерную программу «Красная книга Ставропольского края». Без преувеличения, вся школа, от мала до велика, принимала участие в этой работе. В то же время, размышляет она, сами по себе инновационные технологии – не панацея. Почему молодые учителя не задерживаются в школе? Или не случился в их жизни самый главный «инновационный проект»? Ищут, где денежней и проще?

… Маленькая девочка по саду бабушки и дедушки бродила как в джунглях. Двор населяли утята, гусята, поросята. И была целая вселенная ее любимых цыплят. Девочка мечтала стать птичницей и отличницей…

Биолог Анна Юзефова – учитель высшей категории, отличник народного просвещения, призер районного конкурса «Учитель года», дипломант I регионального конкурса под эгидой ЮНЕСКО «Образование и наука – XXI век», стала победительницей конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование».

Мечта сбылась!