00:00, 25 августа 2006 года

Дядя Степа служит в школе

Когда в школах края только стали появляться инспектора по делам несовершеннолетних, все ожидали чуда: кривая подростковой преступности, наконец, дрогнет и пойдет на убыль. Но она, как назло, начала ползти вверх. Руководство милицейского главка было в замешательстве. Похожая ситуация наблюдалась и в соседних регионах, которые, как и мы, в числе первых решились на эксперимент и ввели институт школьных инспекторов милиции. Вскоре все нормализовалось, детских правонарушений на Ставрополье действительно стало меньше. И число уголовно наказуемых преступлений продолжает снижаться: за прошлый год – почти на четверть. Кроме того, с каждым годом свершается все меньше тяжких преступлений.

Причина же всплеска подростковой преступности сразу после появления в школах сотрудников милиции в форме объясняется просто. Школьные инспектора стали фиксировать случаи, которые раньше педагоги во главе с директором предпочитали урегулировать, не вынося, что называется, сор из избы. Если, к примеру, у ученика исчезал мобильный телефон, родителям строго-настрого – под угрозой моментального отчисления их чада из учебного заведения - запрещали писать заявление о краже в милицию: дескать, и сами разберемся.

Как рассказал начальник отдела по делам несовершеннолетних ГУВД СК полковник Александр Бурков, чаще всего «детским милиционерам» в школах приходится сталкиваться с имущественными преступлениями – их до 80 процентов. В основном это кражи, мошенничества и вымогательства, которые зачастую уже не ограничиваются требованием старшеклассника к тому, кто помладше, выдать пару рублей. Всего в нынешнем году к административной ответственности привлечены 940 несовершеннолетних, еще свыше 430 поставлены на учет в милицию.

- Но основная задача школьных инспекторов – не раскрытие, а профилактика детских преступлений, - продолжает Бурков. –Особое внимание к ученикам, состоящим на внутришкольном учете и на учете в милиции, детям из неблагополучных семей.

Есть у стражей правопорядка вопросы и к родителям. Милиционеры входят в состав советов профилактики школ и педагогических советов, принимают участие в родительских собраниях. Только в этом году выявлены 23 факта неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ), собраны 109 материалов для решения вопроса о лишении родительских прав, в отношении пап и мам составлено около 1700 административных протоколов.

Но работать можно еще эффективнее, считает Александр Бурков. В ставропольских школах сегодня несут службу 100 инспекторов по делам несовершеннолетних. В идеале, по его словам, их необходимо никак не меньше 350. Но пока с финансированием не все ладно. Для примера: в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края профилактикой подростковой преступности до недавнего времени занимались 600 представителей правоохранительных органов. Теперь их 1000. А дети-то - одни.