00:00, 16 августа 2006 года

Пятигорский синдром

Похоже, кресло местного градоначальника поставили в аномальном месте. Напомним, в мае прошлого года мэр Пятигорска Владимир Шестопалов был отстранен от должности и затем условно осужден за превышение должностных полномочий. А в начале нынешнего августа новая судебная история «заварилась» уже в отношении решения городской Думы, назначившей на должность главы администрации города-курорта Игоря Тарасова. Мы предлагаем вниманию читателей отчет с первого судебного заседания и комментарий из властных структур. Он был готов еще накануне, но редакция не посчитала возможным его публикацию до начала судебного слушания. На прошлой неделе правительство края внесло в Пятигорский городской суд заявление о признании недействительным решения Думы города от 31 июля «О назначении руководителя администрации города Пятигорска». О сущности претензий краевой власти к решениям муниципального уровня рассказывает заместитель председателя правительства края, руководитель аппарата ПСК Николай МАРЧЕНКО.

- Прежде всего отмечу, - говорит он, - что в ситуации с Пятигорском речь идет о том, что грубо нарушен целый ряд правовых норм, установленных в том числе Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовыми актами самой Думы Пятигорска. Получилось, как у щедринских «помпадуров» – «закон пущай в шкапу стоит!». Дума Пятигорска вышла за рамки правового поля, которые, по сути, именно она в первую очередь и должна блюсти. Понятно, что с этим правовым нигилизмом не все согласны. В частности, правительство края, усмотрев нарушения законодательства о местном самоуправлении, намерено восстановить статус-кво.

- Но ведь это муниципальный уровень власти. И, следовательно, вмешательство правительства можно воспринять как политическую пристрастность?..

- Мне кажется, было бы, напротив, странным, если бы краевая власть отрешенно наблюдала за тем, что происходит во втором по величине городе края. Мы, как первопроходцы муниципальной реформы, проявляем такую же заинтересованность и к малым поселениям. Потому что местное самоуправление является первым уровнем публичной власти, от деятельности которого во многом зависит авторитет и эффективность власти в целом.

- Как следует из заявления правительства в суд, решение Пятигорской Думы противоречит «букве закона» уже потому, что один и тот же состав депутатов и исправлял Устав города, и воплощал эти новации в жизнь. Это запрещено законом?

- Да, такая норма есть, она закреплена в части 8 статьи 44 131-го закона. В ней сказано: изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, их полномочия и полномочия выборных должностных лиц, вступают в силу после истечения срока полномочий того представительного органа, который принял поправки в устав.

Логика этой федеральной нормы элементарна: нельзя действующим муниципальным органам «править» устав муниципалитета «под себя». В данном случае новация депутатов Пятигорской Думы о том, что руководитель администрации Пятигорска назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса, могла быть реализована только будущим составом Думы, то есть теми депутатами, которые придут в представительный орган города по итогам октябрьских выборов нынешнего года.

- Тем не менее получается, что не только пятигорские депутаты «закрыли глаза» на временные и правовые «нестыковки», но и члены краевого правительства, которые входили в состав конкурсной комиссии, фактически согласились с тем, что, условно говоря, рождение главы произойдет до срока?

- В этом был определенный резон. Объясню какой. Пятигорск на нашей административной карте давно стал одним из самых проблемных с точки зрения системы управления городов. Ушедший в Государственную Думу Российской Федерации бывший пятигорский мэр Юрий Васильев фактически не оставил после себя сильного и авторитетного преемника. Власть в городе стала эдаким лакомым куском, на который буквально набросились представители разных политических сил.

Владимир Шестопалов, на наш взгляд, вместо решения городских проблем сразу же сосредоточился на поиске виновных и переводе «стрелок» по всем проблемам на предшественников. Нормального выстраивания вертикали местной власти не получилось. А вкупе с тем, что городская Дума вместо законотворческой деятельности стала втягиваться в «большую политику» местечкового замеса, не получилось и нормального управления городским хозяйством. Вопрос о власти, по сути, затмил для обитателей пятигорских «властных коридоров» их предназначение – вести городское хозяйство и развивать социально-экономический потенциал. Ничем иным, кроме неприкрытого властолюбия, на мой взгляд, невозможно объяснить такой правовой прецедент. Глава Думы Пятигорска Алла Петренко, будучи руководителем представительного органа, через Думу проводит решение о назначении себя главой администрации города, то есть «командиром» его исполнительной «ветви». Суд, конечно же, отменил это решение, но примечателен сам факт притязаний.

Конституционный принцип разделения властей – это азбука любого депутата. Однако, как выяснилось, даже азбуку в Пятигорске не прочь переиначить «под себя». Поэтому, когда мы увидели, что положение в городе на грани полного «фола», мы пошли навстречу Думе с целью стабилизировать ситуацию через появление компромиссной, согласованной фигуры руководителя администрации.

- То есть это должен был быть человек, который устроил бы и город, и край?

- Именно так. Мы в интересах жителей Пятигорска договаривались, в том числе и с городским «спикером», что согласованный кандидат должен быть стабилизирующей фигурой, имманентной городу, его проблемам и заботам, а не политиканом.

- А кто вообще был в списках кандидатов на должность главы администрации города? Кроме двух фамилий, ещё никто ни разу не упомянул остальных.

- Это Константин Корниенко - 34-летний пятигорчанин, юрист, директор ООО «Октагон», Валерий Пашков - 48-летний пятигорчанин, одиннадцать лет проработавший заместителем главы Пятигорска, Виктор Федулов, который в годы советской власти был депутатом городского Совета народных депутатов Пятигорска, а с 1996 по 2000 год - заместителем председателя городской Думы, Олег Строкань - пятигорчанин, имеющий опыт работы на руководящих должностях в администрации Ессентуков, Владимир Фурсов - доцент кафедры специально-правовых дисциплин Северо-Кавказского гостехуниверситета, проживающий в Пятигорске, Федор Прасолов - 65-летний пятигорчанин. Двое последних, впрочем, не явились на заседание конкурсной комиссии. И, наконец, Виктор Вышинский - человек, хорошо известный на Кавказских Минеральных Водах, по образованию экономист и строитель, имеющий опыт ведения город-ского хозяйства в Железноводске и занимающий сейчас должность первого заместителя руководителя администрации КМВ. Был и Игорь Тарасов - единственный из всех претендентов «инородный» для Кавмингруппы человек, в последнее время работавший в аппарате президента и правительства Чеченской Республики. Говоря о своей работе в правительстве Ставрополья, он умалчивает, что это был уровень консультанта хозяйственного управления, попросту – завхоза не первого уровня.

Как говорят, нет пророка в своем Отечестве, так и здесь получилось, что к своим хозяйственникам, авторитетным и опытным управленцам в Пятигорске оказались глухи, зато стороннюю кандидатуру «пронесли к пьедесталу», что называется, на руках.

- На пути к думскому голосованию было еще решение конкурсной комиссии. И если речь шла о поиске согласованной кандидатуры руководителя, то искать нужно было именно на этом этапе, не так ли?

- Мы как раз и были на это нацелены. В конкурсную комиссию вошли восемь представителей города, два – от краевого правительства (это министр здравоохранения края Сергей Вардосанидзе и я) и ещё два – от краевой Думы (депутаты Виктор Соломко и Константин Котенко). Не могу не отметить, что депутаты ГДСК, как и в целом Государственная Дума края, отстраненно повели себя в пятигорской коллизии. Краевой парламент вообще никак не проявил свою точку зрения на властные перипетии второго по величине города края. А два его представителя в конкурсной комиссии, по сути, вели странную «игру», причем, как при голосовании по кандидатуре председателя конкурсной комиссии (депутат К. Котенко на это заседание не явился, а В. Соломко воздержался от выражения мнения), так и по кандидатурам на должность главы городской администрации. Наши предварительные договоренности о поддержке кандидатуры Вышинского оказались для них пустым звуком, и в результате по его кандидатуре было шесть голосов «за», пять «против» и один «воздержавшийся», а по кандидатуре Тарасова – 10 «за», два «против» (Вардосанидзе и я).

- Виктор Вышинский отказался от дальнейшего участия в конкурсной процедуре перед самым заседанием Думы. Как это произошло?

- Произошло это более чем за час до заседания Думы. Скажу, что Алла Петренко, конечно, не обрадовалась такому обороту событий. Но когда она выяснила, что выборы руководителя администрации в Думе на без-альтернативной основе невозможны, тем не менее повела своих коллег на дальнейшие правовые нарушения – безальтернативные выборы. А ведь в соответствии с частью 6 статьи 37 131-го федерального закона, лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Во исполнение этого требования и во взаимосвязи с пунктом 5.1 положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации Пятигорска, утвержденного решением городской Думы 6 июля нынешнего года, голосование в Думе должно было быть альтернативным, то есть не менее чем по двум кандидатам. Это положение соблюдено не было. В настоящее время это является одним из аргументов, изложенных в заявлении правительства края в Пятигорский городской суд.

- А есть еще и другие?

- Да, есть. Мы также отметили в заявлении, что было нарушено требование пункта 4.1 положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации Пятигорска, согласно которому право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации со стажем работы на руководящих должностях не менее семи лет, а этого стажа у Игоря Тарасова нет. Нами обозначен и целый ряд других процедурных моментов, которые сейчас являются аргументами в оспаривании решения городской Думы. Кстати, нелегитимность самой Пятигорской Думы, дважды продлевавшей свои полномочия, тоже очень весомый факт для сомнения в отношении законности ее решений.

Что же касается морально-этической стороны, то остается только удивляться, как по такому сложному, судьбоносному для города вопросу пятигорские депутаты смогли единогласно отдать предпочтение неизвестному человеку. На мой вопрос о том, знает ли он хоть что-то о бюджете города, Тарасов ответил, что он человек новый и ему это необязательно. Причем такого рода острые вопросы на актуальные для города темы почему-то даже не попали в протокол заседания комиссии. Это еще раз доказывает большое желание работавших в ней людей сыграть пьесу по заказанному сценарию. Что ж, им это вполне удалось.

Но, помимо законов «заказного жанра», есть еще и законность в изначальном смысле этого слова. И правительство края намерено отстаивать чистоту и букву закона, даже если для этого нам потребуется обратиться к Фемиде федерального уровня.

Елена ПАВЛОВА