00:00, 5 августа 2006 года

Многое творится по невежеству

Тогда мы узнали имя Мухаммат-хаджи Рахимова в качестве кандидата на пост муфтия. Впрочем, дискуссии по поводу такой реорганизации все еще продолжаются, а вот Мухаммат-хаджи, служивший в Усть-Джегуте, недавно получил новое назначение – имам-хаттыбом соборной мечети города Пятигорска. То есть стал настоящим ставропольцем, реализовав свои слова двухлетней давности о том, что отнюдь не считает себя у нас чужим.

- Уважаемый Мухаммат-хаджи, вам выпало принять приход в достаточно непростой для верующих период, после того как занимавший этот пост человек оказался не совсем законопослушным гражданином. Как встретили вас мусульмане Пятигорска, что можно сказать об общине в целом?

- Меня представил джамаату специально приезжавший в Пятигорск глава ДУМ КЧР и СК муфтий Исмаил-хаджи Бердиев. Не скрою, поначалу атмосфера показалась несколько напряженной, отношение настороженным, что понятно, если учесть сложившуюся на тот момент ситуацию. Люди чувствовали, видимо, что у прежнего имама не все было ладно. Мне бы не хотелось это обсуждать теперь. Скажу только, что роль имама в мечети чрезвычайно важна, недаром в переводе с арабского «имам» означает «впередистоящий»… Сейчас, как мне кажется, дела в приходе начинают налаживаться, радует, что в мечеть приходит много студенческой молодежи, даже сейчас, в дни каникул.

- С чем, по-вашему, связан такой интерес молодых?

- Знаете, годы атеизма, несомненно, оставили негативный след в душе народа. А молодежи свойственно искать светлое в познании мира, обретая духовную опору. То, что человек видит в повседневности, часто сопряжено со злом. И он понимает, что должен как-то с этим бороться, потому что в мире зла он задыхается. Возможно, пока не все, приходящие в мечеть, являются действительно верующими, многие только становятся на путь веры. Но уже это радует, тем более что молодые прихожане хорошо мне помогают. Идет восполнение духовного вакуума, образовавшегося в том числе и в последние десять-пятнадцать лет. Следует добавить, что, приходя в храм, человек, по сути, приходит в свою родную культуру, подпитывается ее ценностными ориентирами. Кстати, к нам приходит много русских, кто-то просто так, а кто-то задает серьезные вопросы. Есть примеры принятия ислама представителями славян. Собственно, всякая истинная религия наделяет душу теплом.

- Извините за, может быть, дилетантский вопрос: как правило, можно видеть в мечетях лишь мужчин, а как молятся женщины?

- У нас такой порядок: мечеть разделена на две части, для женщин есть отдельные вход и выход, отдельное помещение для обряда омовения. Хочу заметить, что женщины сегодня более близки к вере, чем мужчины, у них более искреннее отношение. Это напоминает нам, как на заре ислама именно женщины способствовали его укреплению.

- В некоторых исламских государствах уже есть женщины-проповедники.

- Проповедовать им действительно разрешается, а вот вести службы – нет, но дело тут, поверьте, вовсе не во «второсортности». Когда у нашего пророка Мохаммеда спросили, кого мы должны чтить в этой жизни, он сказал – мать. А после матери? Еще дважды повторил - мать. И только на четвертый раз сказал – отца. Так в исламе почтение к женщине–матери живет с давних времен.

- Ваш приход вскоре получит возможность совершать намаз в новой мечети.

- Да, мы ожидаем столь радостное событие нынешней осенью. Храм строится на средства прихожан. На его открытие предполагаем пригласить представителей конфессий, наиболее влиятельных в городе, поговорить о духовной стороне жизни и возможностях сотрудничества на этом поле.

В нынешнем здании мечети, по всей вероятности, будет размещен исламский детский сад, по опыту существующих московских, примерно на 45 детей, причем будем принимать не только детей мусульман.

- Вы оказались в таком регионе, который может вскоре стать центром для мусульман Северного Кавказа, о чем недавно говорил полпред президента в ЮФО Д. Козак. Он также высказывался за создание здесь исламских учебных заведений. Как вы к этому относитесь?

- Если такая инициатива будет реализована, она откроет перед нами новые перспективы, которые нельзя не приветствовать. Как нельзя не оценить внимание и поддержку со стороны президента России. Проблема кадров служителей ислама достаточно остра, в том числе и потому, что при отсутствии своих духовных школ приходится учить людей в ряде арабских стран, а практика показывает: подготовка за рубежом кое в чем идет вразрез с нашим укладом, традициями, особенностями.

- Вы как человек, который учился во времена Советского Союза в своей стране, в Узбекской ССР, хорошо это понимаете.

- Я учился в Бухаре, этой духовной школе более тысячи лет, и она готовит очень хороших специалистов. Недаром большинство выпускников Бухарского духовного училища сегодня руководят многими муфтиятами, в том числе и Исмаил-хаджи Бердиев.

- Сейчас актуальна и широко дискутируется тема преподавания основ религии в школе.

- В Пятигорске нет отдельной школы для мусульман, как это имеет место в Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии… Поэтому у нас эти задачи осуществлять сложнее. Мне кажется, дети должны изучать основы обеих основных российских религий, если будет такая возможность, с радостью ею воспользуемся.

- На Кавказе преобладают два течения ислама – ханафиты и шафииты. В чем их суть и как это влияет на взаимоотношения верующих?

- У ислама два крыла - сунниты и шииты, имеющие, в свою очередь, свои ответвления, вами названные. Скажем, Дагестан, Ингушетия и Чечня исповедуют шафиизм, а Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и мусульмане Ставрополья – последователи Абу-Ханифа. Основа одна – Коран, учения пророков, просто Абу-Ханиф более либерально подходил к обрядовой стороне, давая человеку альтернативу. Но эти различия не препятствуют исповедующим два разных течения молиться в одной мечети, у одного и того же имама. Принципиальных расхождений нет. Приезжая в Дагестан, я прихожу в мечеть и могу проводить службу вместе с местным имамом, как и он в моей мечети. Праздники и памятные даты тоже у всех одинаковые.

- Мухаммат-хаджи, не могу не задать вопрос, для вас не совсем удобный, и все же, как вы считаете, насколько сегодня отодвинуто с повестки дня создание своего муфтията в Ставропольском крае?

- Думаю, это остается лишь делом времени. Наличие муфтията, на мой взгляд, позволило бы закрыть многие вопросы, пока не находящие решения. Карачаево-Черкесия и Ставропольский край – давно уже два раздельных субъекта Федерации, и возникающая порой разность интересов не может не сказываться на духовной составляющей. В России сегодня действуют более 70 муфтиятов, то есть почти в каждой территории, где проживают компактно мусульмане.

Почему возникла идея самостоятельного муфтията? Ставрополье – это маленькая модель большой России на Северном Кавказе. У нас представлены разные направления ислама, поскольку проживает еще и немало азербайджанцев. Для реализации такого объема духовных задач требуется определенная структура, призванная их решать с учетом местных условий и посредством людей, имеющих авторитет. Тут и вопросы финансирования, создания и содержания медресе, исламского института. Хотя в последнее время Духовное управление начало более глубоко вникать в проблемы ставропольцев, все же из Черкесска нельзя охватить все проблемы… Вот почему заслуживает уважения позиция Совета имамов и аксакалов восточных районов края, не оставляющих попыток решить эти воспросы.

- На июльской встрече мусульман Северного Кавказа в Гудермесе говорилось о необходимости идеологической борьбы с терроризмом. Как вы себе это представляете?

- Сейчас мы только начинаем осмысливать отрицательные результаты режима Ельцина: непродуманная открытость страны дала доступ хлынувшим к нам радикальным, экстремистским течениям. Результат известен. Пришло время исправлять ошибки, допущенные государством. Многое творится просто по невежеству людьми, называющими себя мусульманами, но никогда не державшими Корана в руках, а лишь использующими в своих целях исламскую риторику. Понятие «джихад» – совсем не то, что они преподносят. Джихад – это прежде всего борьба мусульманина со своей собственной греховностью, своими внутренними недостатками. Вспомним, как говорил покойный Ахмад Кадыров: чтобы общество могло излечиться, нужно по меньшей мере двадцать лет, пока вырастет новое, духовно здоровое поколение. Которое будет твердо знать,что терроризм – это не путь ислама! Ислам – путь мира, взаимосогласия и уважения. Да, остроты в межнациональных отношениях стало меньше, чем пять-шесть лет назад, но полностью она не исчезла. Мы молим Аллаха, чтобы все распри прекратились. Уверен, этому послужит готовящаяся при поддержке правительства края к выпуску книга, посвященная традициям ислама, в том числе на Северном Кавказе. Она будет направлена в приходы.

- Мне кажется, и многие немусульмане с интересом бы эту книгу почитали… Мухаммат-хаджи, а как развиваются ваши отношения с православием?

- Поддерживаем постоянные контакты со Ставропольской епархией РПЦ. Я с глубоким уважением отношусь к епископу Феофану, это не только хороший пастырь, но и чрезвычайно эрудированный, мудрый человек. Думаю, наше сотрудничество с православием в деле духовного оздоровления народа будет продолжаться и расширяться. Хочется, чтобы жизнь в Ставропольском крае складывалась так, как предначертано в святых книгах: чтобы были мир, согласие и взаимопонимание.