00:00, 2 августа 2006 года

Как людей превращают в бомжей

У них своя непризнанная республика, свои жестокие правители и строгие законы. Они поделили между собой мусорные свалки и места сбора податей. У них свои надзиратели и свои палачи. И можно лишь догадываться, какие житейские вихри пронеслись по их судьбам, лишив крова и привычной среды обитания. Миграция бомжей на Ставрополье многочисленна, и она особенно увеличивается в холодное время года – бездомные прибывают из северных районов России.

По неофициальным данным, больше половины нынешних бомжей потеряли свое жилье из-за мошеннических действий «черных риэлторов». Квартиры стали особо желанным и легкодоступным средством наживы.

«Мне еще повезло…»

Года два мы не пользовались своим дачным участком, а когда решили привести его в порядок, в домике обнаружили присутствие посторонних. Записки с просьбой освободить помещение не возымели действия, и мы решили «застукать» «квартирантов» с утра пораньше. В саду на скамейке сидел мужчина неоп-ределенного возраста и жадно затягивался самокруткой. Нашему появлению ничуть не удивился. «Васята я», - буркнул он, после чего не произнес ни единого слова до тех пор, пока мы не сунули ему в руку 50-рублевую купюру. Васю моментально сдуло с места. Возвратился быстро и в явно приподнятом настроении. Разговорились. Оказалось, он бывший москвич, работал инженером на заводе. После смерти матери стал основным квартиросъемщиком трехкомнатной квартиры в центре столицы. Тогда все и началось. Жилье приглянулось двум риэлторшам, зачастившим к Василию с разговорами об обмене на другой район и с хорошей доплатой. Он и позарился на посулы. Что было потом, мужчина либо не помнил, либо просто не захотел рассказывать и заново переживать трагедию. Обмолвился лишь, что его обнаружили грибники на болоте в соседней области. Сознание возвращалось долго и мучительно.

Когда все же решился навестить Москву, квартира встретила его новой неприступной дверью, а соседи с удивлением сказали, что он ведь сам продал жилье. Искать правду не осмелился. Так Вася стал бомжем. «Мне еще повезло», - сказал мужчина, и в его выцветших глазах показались слезы.

На Северный Кавказ Васята отправился по той же причине, что и многие другие, – здесь тепло и легче прокормиться. И даже (во чудеса!) минеральные ванны можно принимать у Провала бесплатно и в чем мама родила – это обстоятельство, похоже, доставляло ему особое удовольствие. Весь день Вася с подругой собирал бутылки и одежду в мусорных контейнерах престижного городского района. Стеклотару сдавали, а тряпки относили своему человеку на рынке, который занимался их реализацией. Тем и жили.

Мы не решились изгонять пришельца со своей территории. Во-первых, мужчина был в печали – его подруга повадилась ночевать у другого. О женском коварстве Вася был наслышан еще в прошлой жизни, но чтобы вот так предали – это впервые. Во-вторых, по словам председателя садового товарищества, в заброшенных домиках на тот момент коротали жизнь до полусотни бездомных.

…Год спустя мы снова приехали на свой участок. Следов пребывания Василия не обнаружили. Спросили о нем у проходящего соплеменника. Тот испуганно огляделся, перекрестился и ускорил шаг.

«Вы купили не ту квартиру, детка»

На Ставрополье в последние годы возникли целые мини-кварталы из местных «вынужденных переселенцев», чьи квартиры приглянулись «черным риэлторам». Жилье отбирают, в основном, по классической схеме: и приемы отработаны годами, и исполнители - одного фасона. Но в следующей истории иные персоны – служители Фемиды. И иные методы отъема – профессиональные.

Галина с отцом-инвалидом и малолетней дочерью, продав однокомнатную квартиру в родном городе, приобрела равноценную в соседнем. Жилье купила у самого хозяина, все условия сделки были соблюдены («чистая» справка из БТИ, оформление в регистрационной палате). А через месяц в дом постучалась беда. Пока это была только повестка в районный суд. Женщине объяснили, что бывшему хозяину некто предъявил исковые требования, а ее пригласили для беседы. Задав несколько вопросов относительно жилья (откуда узнала о продаваемой квартире, где оформляла), судья отпустила Галину. Но уже у самых дверей, словно в последний момент вспомнив, предложила написать заявление о том, что Галя суду доверяет и разрешает проводить заседания в ее отсутствие – положено-де так. Поразмыслив минуту-другую, под диктовку судьи написала нужный текст. Знала бы она тогда, чем аукнется ей собственная юридическая безграмотность.

Через полгода в дверь снова настойчиво позвонили. И это уже была сама беда в лице новоявленных хозяев, успевших переоформить квартиру Галины на себя и прописаться на данной жилплощади. «Выметайтесь, - сказали они, - иначе кровать со стариком через три дня окажется на помойке». Бросилась женщина в БТИ, а там ей справочку выдали, что в собственности за ней по городу ничего не значится. В регистрационной палате и вовсе разговаривать не захотели. И только через месяц, собрав нужную сумму на адвоката, узнала, что та самая судья шесть месяцев тому назад признала ее сделку с продавцом недействительной, квартиру передала новым хозяевам, а уведомить об этом не посчитала нужным (все верно, Галя ведь собственноручно «благословила» ее на заочное рассмотрение дела, выразив доверие суду). Когда ей удалось, рыдая, прорваться в кабинет к «благодетельнице» и та увидела в руках Галины свое решение, удивленно воскликнула: «Где вы его взяли?!». Видимо, это не входило в сценарий по отъему жилплощади. А на вопрос плачущей женщины, почему у нее отобрали квартиру, с ухмылкой произнесла: «Вы купили не ту квартиру, детка».

А тем временем события достигли апогея. В отсутствие дочери отец получил из суда телеграмму, в которой его уведомляли о предстоящем выселении из квартиры. Не дождавшись возвращения Гали, он сошел с ума.

Теперь ему постоянно мерещились фашисты, дед строил баррикады из мебели, бил стекла и истошно кричал. Унять буйство могла лишь психиатрическая бригада, телефон которой Галина держала наготове. Жизнь превратилась в кошмар. А незадолго до крещенских морозов суд вынес новое решение о выселении всей семьи. Галина свалилась от первого в своей жизни гипертонического криза. Судья отсрочила выселение на два месяца, учтя болезнь женщины и дав возможность подыскать жилье для переезда (деньги за квартиру им не вернули).

Воспользовавшись передышкой, Галина отправила в краевую прокуратуру надзорную жалобу. Чтобы не утомлять подробностями судебной тяжбы, скажу лишь, что впереди ее ожидали десятки перенесенных заседаний и шесть состоявшихся судов различных инстанций. В целом же районному суду понадобилось пять лет, чтобы признать свою неправоту и вернуть квартиру настоящему собственнику. И, что удивительно, даже два постановления президиума Ставропольского краевого суда – вышестоящей инстанции из семи судей – не подвигли райсуд на разумные действия в разумные сроки. Но сегодня Галина считает, что им повезло. Да, они с отцом потеряли здоровье. Да, дочь лечится у невропатолога – история с выселением и неадекватное поведение дедушки сильно ударили по неокрепшей детской психике. Но удалось избежать участи бомжей и не бродить по миру с сумой.

По просьбе вашей будет вам дано…

Остановить подобный беспредел в родном Отечестве едва ли под силу его рядовым гражданам, да и никакие указы сверху не заставят чиновников стать честными и справедливыми. Нужны кардинальные меры, исходящие от президента и его команды. Нам же следует научиться отстаивать свои права. Если с вами все-таки приключилась беда и у вас отняли квартиру, главное – действовать. Есть надзорные органы, прокуратура. Есть уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае. Не забывайте и об администрации президента (закон о порядке работы с обращениями граждан недавно усовершенствован). Помните о депутатах, которых вы выбирали в Думы и которые уверяли, что будут служить вам верой и правдой.

Есть, наконец, партии с жизнеутверждающими программами. Выберите ту, которой больше доверяете, и попросите содействия или совета. В вашей ситуации любая помощь уместна.

Ну а те, кто намерен не только вернуть жилье, но и попытаться компенсировать моральный вред, могут и в Страсбург обратиться – там находится Европейский суд по правам человека. Стучите во все двери, звоните во все колокола, даже если это придется делать сотни раз.

Помните: мы пришли в этот мир не для того, чтобы превратиться в бомжей.

P.S. Когда статья уже была написана, увидела местный телесюжет о 93-летней пятигорчанке, которой негде жить – мошенники отняли у нее квартиру. История продолжается…

Марьяна ПЕТКОВА