00:00, 29 июля 2006 года

Вернулись

Лодку ждали до конца года и потом еще два месяца. И когда не осталось никакой надежды на возвращение «Щуки», 42 члена ее экипажа были занесены в списки без вести пропавших.

«Щ-204», предположительно, в результате подрыва на мине погибла в районе Варны (командир – капитан-лейтенант Иван Михайлович Гриценко). Казалось, что судьба экипажа так и останется малоизвестной страницей войны, если бы не случай…

Летом 1983 года болгарский траулер «Алка» во время ловли рыбы в устье реки Камчия зацепился тралом за подводный объект. С «Алки» спустили шлюпку, и два аквалангиста погрузились под наклонно уходящий от кормы трал. То, что они увидели на глубине трех десятков метров, не могло не поразить. Трал подковой охватывал рубку подводной лодки. Собственно, что это лодка, аквалангисты поняли не сразу. Корпус ее, обросший ракушками, наполовину впаянный в илистое дно, был по всей длине оплетен обрывками сетей, металлических и капроновых тросов. Видимость на тридцати-двухметровой глубине была плохой, и аквалангисты с трудом определили тип лодки. Лишь на ощупь им удалось отыскать на ее рубке пятиконечную звезду с серпом и молотом в центре.

На следующий день начальник штаба Черноморского флота получил донесение об этом. Еще через день был утвержден план по обследованию подводного корабля. К болгарским берегам вышло спасательное судно «СС-21». Став на якорь, экипаж начал подготовку к подводным спускам. Советские и болгарские моряки работали вместе, готовые в любую минуту прийти друг другу на помощь. Водолазы сообщали на поверхность все новые и новые сведения. Для них, молодых парней, никогда не видевших войны, она предстала в облике израненной лодки.

Наконец настал момент, когда старший матрос Вадим Тетеревлев получил приказание открыть крышку люка. Первым вошел в центральный отсек капитан-лейтенант Виктор Дон, потом матрос Валерий Жгун. Они заметили висящую за приборами брезентовую сумку. В ней оказались штурманские приборы и журнал наблюдения за морем. На обложке этого журнала и удалось прочитать: «Щ-204» и фамилию сигнальщика. У стола лежали опрокинутые циферблатные часы. Стрелки показывали 10 часов 20 минут. Вероятно, это и было время гибели подводной лодки.

…Иван Михайлович Гриценко вырос в семье, где было 12 детей. Как ни бедствовали, отец определил своего третьего сына Ивана в церковно-приходскую школу. С детских лет вместе со своими сверстниками он постигал нечто более важное и значительное, чем писалось в учебниках. На Ставрополье назревали перемены. В 15 лет Иван Гриценко – красный казак. Три месяца длилась его служба. В личном деле записано: «демобилизован как несовершеннолетний». Вернувшись домой, Иван поступает на рабфак, а потом продолжает службу в Красной Армии. 16 лет военной службы он поделил поровну: восемь лет в кавалерии и столько же – на подводной лодке.

До вступления в должность командира лодки Иван Михайлович два года был командиром боевой части связи на «Щ-201». Потом занимался в учебном отряде подводного плавания на курсах в Ленинграде. «Щ-204» входила в состав 1-й Краснознаменной бригады, которая вписала немало страниц в боевую летопись Черноморского флота. С июля 1941 года по ноябрь этого же года «Щ-204» совершила несколько успешных боевых походов. 5 декабря 1941 года капитан-лейтенант Гриценко последний раз вышел на связь со штабом флота и получил приказ оказать помощь «Щ-205», подорвавшейся на мине. Дальнейшая судьба «Щ-204» долгое время была неизвестна.

По результатам работы советских и болгарских водолазов, совершивших более 150 спусков и проведших на глубине около 250 часов, можно воссоздать некоторые обстоятельства гибели экипажа. Он до конца выполнил свой долг перед Родиной – принял мученическую смерть от удушья на затонувшей подводной лодке, но не сдался врагу, хотя возможность покинуть лодку с неповрежденным основным корпусом всегда имеется. До самого последнего мгновения экипаж «Щ-204» оставался на своих боевых постах.

...Над братской могилой в Севастополе склоняли головы адмиралы, офицеры, ветераны, молодые матросы. На захоронение останков экипажа съехались из многих сел и городов родственники погибших. Краснознаменный Черноморский флот отдавал последние почести экипажу «Щ-204». Развязывали платочки женщины и по старому русскому обычаю высыпали в могилу горсть земли тех мест, где начиналась юность их мужей и отцов.

Дело командира подводной лодки «Щ-204» Ивана Михайловича Гриценко продолжили сын и внук. Сын - Анатолий Иванович Гриценко, как и отец, посвятил жизнь флотской службе. Память об отце была своеобразным компасом, по которому прокладывал жизненный путь второй подводник из рода Гриценко. После окончания училища лейтенант Гриценко получил назначение на Северный флот. В июне 1962 года он на первой советской атомной подводной лодке «Ленинский комсомол» участвовал в первом подледном плавании на Северный полюс. После этого похода, ставшего исторической вехой в освоении Арктики и не менее важным этапом в развитии атомного подводного флота нашей страны, на груди молодого штурмана Анатолия Гриценко появился орден Красного Знамени. Это была первая награда, к которой за 25 лет службы капитана 1-го ранга Анатолия Ивановича Гриценко добавились многие другие.

Внук командира подводной лодки «Щ-204» Ивана Михайловича Гриценко – капитан Александр Демченко - тоже морской офицер. Плавал на атомной подводной лодке, после чего служил в штабе одной из частей Краснознаменного Тихоокеанского флота.

…Сколько бы моряк ни уходил в море, он всегда возвращается на берег. Экипаж «Щ-204» тоже вернулся.

Вилор БОЧАРНИКОВ