00:00, 14 июля 2006 года

Нам удивляется мир

О том, как ценят свой «фирменный» ансамбль земляки, и говорить нечего. Вот уже четверть века «Ставрополье» радует их своим искусством. Нынче, в юбилейный свой год, ансамбль решил провести большой цикл выступлений по всему краю, и уже во многих районах, селах и городах прошли такие встречи, а в октябре юбилей «Ставрополья» станет центральным событием традиционного фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья». И тогда на большом отчетном концерте в новой программе ансамбля найдет отражение его богатая творческая биография, полная интересных открытий и необычных решений.

…В далеком теперь 1984 году молодого танцора Ивана Громакова, выпускника Московского института культуры, успевшего послужить в ансамбле МВД СССР и Кубан-ском казачьем хоре, позвали на Ставрополье возглавить одноименный творческий коллектив. По тем временам случай беспрецедентный: чужак, «зеленый» да еще и беспартийный. Смелые люди возглавляли культуру края, коли решились на такой шаг. Правда, и ситуация в ансамбле на тот момент сложилась критическая. Больше половины артистов из-за конфликта с начальством ушли из коллектива. Таким образом, Громакову, по сути, пришлось возрождать его заново. Тем не менее он и сегодня оставляет безусловный приоритет за создателем ансамбля Анатолием Брунилиным, оставившим яркий след в развитии фольклорного танца в нашем крае.

- Анатолий Павлович заложил прочный творческий фундамент, на котором, собственно, удавалось выстоять в самые трудные последующие времена, - говорит И. Громаков. – Изначально организаторы ансамбля искали такую форму коллектива, чтобы она была востребована и в то же время отличалась от остальных, ведь в Краснодаре уже существовал Кубанский казачий хор, в Ростове – Ансамбль песни и пляски донских казаков. Брунилин был очень хорошим балетмейстером, ранее он создал известный ансамбль «Ровесник» при училище искусств, поэтому он прекрасно знал фольклорную хорео-графию и понимал, в каком направлении надо двигаться.

Так в ставропольский ансамбль влилась группа молодых танцоров, предводительствуемая Громаковым: зная, что придется добирать поредевший состав, он взял с собой и нескольких друзей по прежней работе. Уезжая учиться в Москву, никак не думал, признается Иван Иванович сейчас, что его, уроженца Приморского края, судьба занесет на Северный Кавказ. А сегодня он – признанный мэтр фольклорного танца, заслуженный артист России.

В Ставрополе новички застали жалкую картину: это и ансамблем-то назвать было трудно. Тут же начали пополнять состав, быстро восстанавливать прежнюю программу, вводить новые номера. Первые гастроли – в Лабинске Краснодар-ского края отработали успешно. Это придало уверенности: артисты знают, как нелегко завоевать репутацию у зрителя. Творческому человеку вообще приходится постоянно утверждать себя, держать форму. Задача и сама не простая, осложняемая тем, что всякий хореографический коллектив живет благодаря естественной смене поколений, ибо профессиональный век танцора недолог, сцена требует молодых, физически крепких.

Слово «ансамбль» в переводе с французского означает «единое стройное целое»: только в творческой неделимости и гармонии возможен успех. Вот почему главным фактором жизнеспособности (помимо мастерства) Иван Громаков называет психологическую совместимость. Судите сами: в прошлом году семь с половиной месяцев провели в зарубежных гастролях вдали от семей, от друзей. Легко ли? Это дома и родные стены помогают «разрядиться» после сложной ситуации на работе. А в поездке приходится всюду быть вместе – в автобусе, гостинице, перенося тяготы странствий…

- Я всегда говорю: вы должны помнить, что являетесь артистами ансамбля «Ставрополье», вы известны не только в крае, но и за его пределами, - продолжает И. Громаков, - в любой ситуации надо думать, что ты личность, ты артист. Мое поколение так воспитывали: быть примером для окружающих и человеческое достоинство соблюдать.

Конечно, есть лидеры, которые помогают держать коллектив. Ансамбль прекрасен многими солистами, недаром только за последние полгода четверо получили звание заслуженного артиста РФ – Юрий Артеменко, Наталья Самойленко, Елена Бойко и Александр Зайко. Тонко чувствует артистов музыкальный руководитель Олег Анисимов, подбирая лучших в оркестровую группу. Непререкаем авторитет главного хормейстера Натальи Коржовой, у которой многие учатся не только профессии, но и жизни вообще. Заслуженный артист РФ Александр Стяжкин, имеющий опыт работы в знаменитом ансамбле им. Александрова, великолепный солист и одновременно одаренный репетитор и педагог. Их усилиями в ансамбле сложился такой стиль, когда все помогают друг другу. И выигрывают тоже все.

- На сцене они такие сильные, веселые, азартные. А вообще-то, артисты - люди очень ранимые, незащищенные, - говорит Иван Иванович. - Они не могут порой справиться с житейскими неурядицами, а некоторых жизнь, увы, просто ломает. В 99-м у нас девять человек остались в США, испугавшись кризисной ситуации в России… Сейчас-то уже поняли, что там всегда будешь чужим, пришлым, эмигрантом…

К юбилею «Ставрополье» готовит новую программу – «Мир дому твоему», в нее войдет танцевальный фольклор всех наиболее крупных национальных диаспор Ставрополья – армянской, греческой, ногайской, дагестанской… Основная идея – языком танца сказать о том, что ставропольцы хотят жить в мире,что им нечего делить, ибо Родина у всех одна. Думаю, юбилей ансамбля станет настоящим «гвоздем» фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья».

На фоне юбилея и на гребне славы коллектив сегодня, по сути, начинает вырастать из чисто казачьего репертуара.

- Брунилин проявил мудрость, назвав ансамбль широким понятием «Ставрополье». Мы освоили фольклорные запасы терских, кубанских и некрасовских казаков, пришла пора расширять палитру, - размышляет И. Громаков. – Набрав большую хоровую группу в 22 человека, мы перестали быть ансамблем только танцевальным… Может быть, уйдем и от слова «казачий». Жизнь не стоит на месте. Сегодня многое зависит от востребованности у публики. Кроме того, и просто интересно узнавать культуру других народов, их костюмы, жизненный уклад, поведение, воспитание… Расширяя и свой кругозор, и зрителя.

Конечно, бережно сохраняет ансамбль свой золотой фонд. Да и как иначе, если, например, брунилинская «Ставропольская кадриль» так полно и сочно раскрывает характеры жителей, заселявших когда-то Ставропольский край. Через тонко подмеченные элементы культур переселенцев разных областей России и народов Кавказа возникает широкая панорама взаимопроникновения одной культуры в другую. Хореографический рисунок «Наурской» восходит к истории героической станицы, а номер «Нога в ногу» посвящен некрасовцам, вернувшимся на Родину. Сейчас хор ансамбля разучивает песню казаков-некрасовцев, которая станет звуковым фоном задуманного номера «Бабичи». Пристальное изучение и творческое осмысление фольклора позволяют отразить самобытность края, а благодаря ей ансамбль не похож ни на один коллектив, работающий в казачьем направлении. И хотя Кубанский казачий хор исполняет много песен Ставрополья (родившись раньше, они и успели раньше вынести это на сцену), коллектив «Ставрополья» находит и сегодня немало оригинальных композиций. Фольклор же кубанцев не использует, чтобы никто не сказал, что ставропольцы идут по линии наименьшего сопротивления и кого-то перепевают. И если все-таки поют «Варенички» – то свой собственный вариант!

Есть ли такое понятие, как современное казачье искусство, спросила я у Громакова. Оказалось, есть и развивается стараниями новых авторов. Но должен пройти какой-то промежуток времени, чтобы песня действительно стала народной – как «Подмосковные вечера» или «Катюша»… Работая с современными авторами, Громаков настраивает их на то, чтобы мелодии по ритму, музыкальному размеру приближались к фольклору, чтобы выдерживалось главное творческое направление. Ведь то, что мы называем сегодня стариной, два-три века назад было современным. Нынешние поколения живут ритмами своего века, и важно преподнести фольклор так, чтобы он был понятен и молодежи. Которая пока, увы, мало им интересуется, практически не знает его и не любит. Зато в Европе – совсем другое отношение. И дело тут не в одной экзотике… Есть и подлинный, причем массовый интерес. Как было на концертах «Ставрополья» в итальянской Болонье: театр «Солнце» битком забили ребята от 10 до 18 лет, живо реагировавшие на каждый номер, а после концерта подходившие посмотреть, натуральные ли у казаков усы, как пошиты костюмы… Но и о литературе русской тоже говорили.

- Их учат познавать не только свою культуру, но и культуру мира. У нас же происходит обратное, - грустно констатирует Громаков. – Видимо, хотят быстрее довести людей до уровня быдла: дал жвачку, иди и больше ничего не проси.

И в этом смысле, добавила бы я, определенные «успехи» достигнуты… А вот на Ставрополье многие не знают «Ставрополье» и порой говорят, что ансамбль за границей больше живет, чем у себя дома. Что не совсем справедливо. Артистам нужно зарабатывать, покупать костюмы, ремонтировать автобус, оплачивать другие расходы, а востребованность их искусства в крае сегодня оставляет желать. Но в гастролях по миру они ведь, по большому счету, представляют Россию. И успели убедиться, что нигде такой мощной фольклорной культуры просто нет!

- Мир удивляется нам, - в голосе Ивана Ивановича легко читаемая гордость. - У нас такое смешение кровей и традиций, что хватит на века! Говорят же – мы и не Европа, и не Азия.

Своим брэндом ансамбль считает танец «Старая казачья праздничная»: выход казаков на сцену с рушниками, с хлебом-солью в любой стране мира идет на ура. Всем понятен смысл: русские – мирные, открытые, хлебосольные люди… Это по-человечески близко любому. А вот сицилийцы, наоборот, очень любят воинственную казачью джигитовку саблями. Только это ведь как показать. Символ казака в Европе все еще – большая лохматая борода, обязательно сабля и т. п. И вдруг на сцене – воздушная легкость, молодость, красота, высококлассное владение телом. Это рождает понимание: сохранив свой темперамент, казаки культурно выросли, ничем не хуже цивилизованных европейцев.

В последние годы изменились условия жизни артистов. Отремонтированное общежитие решило многие – но не все! – бытовые проблемы. Автобус, конечно, не нов, но собственные колеса позволяют выезжать в Европу. А вот своего помещения у ансамбля нет, репетируют все 25 лет в принадлежащем минобразованию здании ДК им. Ю.Гагарина. Когда создавали ансамбль без базы, было все общее, все советское, казалось – на всю жизнь… А время распорядилось иначе, теперь, чтобы быть самодостаточным, коллективу нужно иметь более прочный тыл. Потому и держатся за гастроли. Нынче разделились на два состава: один едет на месяц в Италию, другой – на 2,5 месяца в Испанию.. Первая группа, вернувшись, поработает по краю. А потом опять: часть – в Англию, другая – во Францию. Словом, ансамбль живет насыщенной творческой жизнью, и многие артистам завидуют: посмотрели весь мир. А мир продолжает нам удивляться… Да и есть чему.