00:00, 29 июня 2006 года

Иначе продукт не удвоить

Основная причина – отсутствие четкой перспективы развития промышленного комплекса. У нас нет программ подготовки и переподготовки кадров рабочих специальностей, техников, инженеров для нужд товаропроизводителей. Плохо идет инвестиционный процесс. К тому же накопился груз старых проблем. О каком выпуске качественной, конкурентоспособной продукции можно, например, говорить, если практически во всех без исключения отраслях промышленности изношенность основных фондов превзошла допустимые пределы! Производственно-экономическую и финансовую деятельность предприятий буквально парализует также постоянный и стремительный рост тарифов на энергоресурсы и услуги коммунальных служб…

В результате мы имеем гигантский спад промышленного производства. Общее падение его объемов за 1990-1997 годы составило в крае 64 %, что сопоставимо с периодом Великой Отечественной войны.

Анализ состояния промышленного комплекса края, проведённый нашим комитетом в начале 2002 года, поставил во главу угла массу острейших вопросов: каковы должны быть основные направления промышленной политики? Какая отрасль исполнит роль «локомотива» в становлении производства? Что будет с перерабатывающей промышленностью? Имеет ли смысл возрождение такой отрасли, как легкая, и какие в связи с этим стоят задачи перед сельскохозяйственным производством – мощнейшим поставщиком сырья? Целесообразно ли создание министерства пищевой и перерабатывающей промышленности? И т. д., и т. п.

Депутаты комитета пришли к однозначному выводу: необходимо выстроить долгосрочную, разбитую на этапы, программу экономической модернизации и проводить активную промышленную политику, то есть осуществлять системную, целенаправленную государственную поддержку промышленных отраслей, которые еще хоть как-то способны конкурировать с западными производителями на внутреннем и мировом рынках.

Многие проблемы, возможно, уже удалось бы решить, если бы в стране были разработаны федеральный закон о промышленной политике, а также федеральная программа развития отечественного промышленного производства на долгосрочную перспективу. Мы считали и считаем, что их разработкой следует заняться незамедлительно. Но, увы, правительством РФ пока сформированы только концепции развития отдельных отраслей. Единой же, взаимосвязанной стратегии россий-ской промышленности нет. А совершенствовать одну отрасль без развития другой, например, без станкостроения или без подготовки кадров – это несерьезно, да и невозможно. Потому что лишь благодаря основательной концепции промышленной политики можно комплексно решать вопросы экономической безопасности страны, развития территорий, ликвидации безработицы, повышения благосостояния граждан…

На федеральном уровне такая политика отсутствует. Но краю-то все равно надо создавать условия для развития индустриального комплекса! Исходя из этого в январе 2005 года по инициативе депутатов нашего комитета был принят очень важный закон – «О промышленной политике на территории Ставропольского края». При этом потребовалась разработка Основных направлений промышленной политики на территории Ставропольского края на период до 2010 года. И они – во исполнение данного закона, а также благодаря настойчивости депутатов – правительством края были разработаны. 8 июня текущего года их утвердила Дума.

В разработке этого документа (а он, несомненно, будет способствовать и освоению выпуска конкурентоспособной продукции, и стабилизации работы промпред-приятий, и эффективному использованию их производственного и научно-технического потенциала) участвовали многие специалисты, ученые, работники практически всех отраслей промышленного комплекса края, привлекались также общественные организации. Проектные варианты Основных направлений рассматривались рабочей группой, консультативным советом нашего комитета. Эти варианты дважды обсуждались и на заседании самого комитета, а также коллегии министерства промышленности, транспорта и связи Ставропольского края… Всем, кто приложил руку к созданию этого документа, я хочу от имени депутатов выразить искреннюю признательность за ту большую работу, которую они провели.

Да, можно сказать, единство действий правительства и Госдумы края в конце концов способствовало достижению определенных результатов. Но работа действительно была очень непростой. Почему? Долгое время бытовало мнение, что в условиях рынка никакая промышленная политика от государства не требуется: рынок, дескать, сам определит перспективные отрасли. Более того, у определённой части руководителей края сложилась не совсем объективная характеристика экономики. Они считают Ставрополье сугубо аграрным краем. На самом же деле это не так. Еще в советский период у нас сформировался и относительно успешно развивался именно многоотраслевой индустриально-аграрный комплекс.

Хочу заметить, в процессе разработки Основных направлений не было противостояния со стороны правительства края. Но при этом, однако, и не проявили должной активности министерства экономического развития и торговли, финансов, жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры, сельского хозяйства, имущественных отношений.

Какие же цели и задачи определены? Главное – удвоение валового регионального продукта. А в отдельных отраслях промышленного комплекса, по предварительным расчетам, осуществление намеченных проектов позволит к 2010 году по сравнению с 2004-м повысить объем производства даже больше – в 2,4 раза. Большое значение придается технологическому перевооружению предприятий, степень износа которых достигает в некоторых случаях 80 процентов, и созданию новых производств. Кроме того, предлагается обеспечить ежегодный темп роста объемов промышленного производства не менее 15-20 процентов. В ходе реализации программы планируется также к 2010 году увеличить производительность труда в два раза, а затраты на энергоресурсы снизить на 15-20 процентов.

Очень важно, что правительство края теперь особое внимание уделит приоритетным направлениям развития промышленности Ставрополья. Ключевым вопросом станет значительный рост инвестиций. А именно: в 2006-2010 годах за счет активного использования собственных и заемных средств, а также сторонних инвестиций намечено реализовать 78 инвестиционных проектов по техническому перевооружению и созданию новых производств. В этой работе будут участвовать 59 организаций. К 2010 году мы должны создать дополнительно не менее 5 тысяч рабочих мест. Кроме того, планируется обеспечить увеличение доли экспортной продукции до 25 %. Естественно, увеличатся объемы налоговых поступлений и заработной платы: их ежегодный рост составит соответственно 10 и 20 %.

Всего на реализацию этой программы предусматривается привлечь более 38 миллиардов рублей, в том числе около 1 миллиарда – за счет средств краевого бюджета.

Наверное, нет необходимости говорить о том, что Основные направления будут находиться на постоянном контроле в комитетах ГДСК. Тем более, что Госдума рекомендовала правительству края разработать мероприятия по их реализации. При этом имеются в виду в том числе и нормативные правовые акты Ставропольского края, и долгосрочные краевые целевые программы… Правительству предлагается ежегодно информировать Госдуму и население о ходе выполнения намеченного. В случае необходимости могут, конечно, вноситься корректировки, направленные, к примеру, на снижение безработицы, в первую очередь в сельской местности, в частности, в восточных районах края.

В рамках действующего законодательства предполагается использование всех форм и методов поддержки промышленности (в первую очередь ее приоритетных производств) – правового, экономического, организационного, административного характера, которые в основном уже наработаны и успешно применяются во всем мире. Это субсидирование части процентной ставки по кредитам, создание государственных лизинговых компаний, венчурные механизмы, бюджетные гарантии, поддержка экспорта… Речь идет также о предоставлении государственных гарантий, рассрочек и отсрочек по уплате платежей в бюджет, использовании налогового кредита, стимулирующем порядке арендных платежей, развитии лизинговой деятельности, информационной поддержке…

В связи с этим, мы считаем, целесообразно создание межведомственного координационного органа по экономической, научно-технической и промышленной политике, в состав которого вошли бы представители исполнительной и законодательной власти, территориальных структур федеральных органов, общественных организаций, профсоюзов и промышленных предприятий. Потому что теперь должен работать реальный механизм выполнения намеченной программы, в том числе с применением экономических рычагов воздействия.

Юрий САДКОВ