00:00, 28 июня 2006 года

Налогового клондайка здесь нет

Теперь о современных фактах. Я регулярно бываю в селе Дубовском Шпаковского района. Теперь это центр муниципального образования, в которое входят также поселок Верхнедубовский (там действует одноименный СПК) и хутор Калиновский. На мой взгляд, это хоть и не глубинка, но по своему составу типичное сельское муниципальное образование, каких сотни на ставропольской земле. Значит, типичны и проблемы, которые встали перед местным самоуправлением после принятия 131-го закона. С вновь избранным на должность председателем Дубовского муниципалитета Иваном Дириным был знаком и прежде, когда он был участковым инспектором милиции. В нашей беседе о насущных проблемах местного самоуправления принимала участие теперь уже бывший глава сельского совета, а ныне управляющая делами Г. Абонеева.

От чего раньше зависел облик села? От крепости основного сельхозпредприятия. Приметы социального благополучия, которые есть в Дубовке: газификация, асфальтированные дороги, пекарня, дом культуры, уличное освещение и так далее – от былых возможностей местного хозяйства. Еще семь лет назад СПК «Дубовский» был одним из лидеров Шпаковского района, завоевал звание хозяйства высокой культуры земледелия. Сейчас он из последних сил борется за свою самостоятельность, отбивая атаки непрошеных инвесторов. В его нынешнем финансовом положении есть вина и государства. И в том, что не оказывает финансовой поддержки, что не осуществляет контроль за ценами на товары промышленных партнеров села. И в том, что государство все выращенное трудом крестьянина не может закупить по достойным ценам.

Вся социальная структура села теперь ложится на плечи муниципалитета. А есть ли у него соответствующий бюджет?

- Да, с бюджетом у нас напряженка, - согласился И. Дирин. – 131-й закон дал нам много полномочий, а вместе с ними – обязанностей. Теперь мы должны ремонтировать местные дороги, обеспечивать уличное освещение, работу водопровода, вывозить твердые отходы и т.п. И на все нужны деньги. Источников формирования бюджета немного, и они известны. Например, земельный налог должен дать нам 993 тысячи рублей, налоги на физических лиц – 167 тысяч, налог на имущество – 147 тысяч рублей и т.п. Всего от налогов и сборов имеем один миллион 293 тысячи рублей. Вместе с краевыми дотациями бюджет муниципального образования равен трем миллионам 302 тысячам рублей.

Если взять расходную часть, то на содержание администрации муниципального совета и учреждений культуры требуется около двух миллионов. На новые для нас виды расходов суммы совсем небольшие: содержание дорог – 297 тысяч, на освещение – 200 тысяч.

- Вот нам надо построить 13 километров дорог с гравийной отсыпкой, - включается в разговор Г. Абонеева. – А только проектирование одного километра такой дороги стоит 69 тысяч рублей. Даже эти расходы, не говоря о строительстве, не под силу нашему бюджету. Нам говорят: смотрите под ноги. Но у нас под «ногами» нет ни нефтяных, ни газовых скважин. Как нет на территории других более или менее значимых предприятий. Значит, при существующей налоговой базе мы всегда будем дотационными.

Высказала Галина Александровна и свое предложение по поводу налоговых источников.

- Почему бы нам не отдать хотя бы часть транспортного налога? У нас в хозяйстве и селе много машин. Они ездят по нашим дорогам. Но мы от этого налога ничего не имеем.

Один из главных принципов закона – снабдить муниципальные образования финансами – не получил реального воплощения. Муниципальный корабль сразу оказался на бюджетной мели. На федеральный уровень ушли самые фондоемкие и легко собираемые налоги, и лишь четыре источника оставлено муниципалам.

Как сказал один из депутатов, в Государственной Думе не оказалось нужного числа защитников интересов малых городов и сел, чтобы на первых этапах обсуждения закона исправить явный перекос с финансированием муниципальных образований.

Например, в Дубовке, если бы не краевые дотации, даже думать бы не пришлось об организации муниципального унитарного предприятия. Заниматься МУП будет примерно тем же, чем занимаются в городе предприятия ЖКХ: водоснабжением села, вывозом твердых отходов, содержанием местных дорог и т.п. В штат этой организации войдут два слесаря, два тракториста, электрик. Формированию этой организации глава муниципалитета придает большое значение.

- МУП начал работу с 1 апреля. Сейчас мы перечислили на его счет 142 тысячи рублей. Это, конечно, мизер. Потом будут зарабатывать сами, - поясняет Г. Абонеева.

Но где возьмет муниципалитет деньги на трактора и другое оборудование – этого никто не знает. В местном бюджете на эти расходы денег не заложено.

И характерным примером слабости бюджета является история строительства водопровода. Разговоры о необходимости коренной реконструкции, а по сути нового водопровода, велись давно. Сметная стоимость объекта 7,5 миллиона рублей. В СПК таких денег нет, в муниципалитете тоже. Добились, что стройку включили в краевую программу обеспечения населения водой. Но бюджетные деньги из края поступают небольшими порциями, грозя превратить стройку в долгострой. За предыдущие три года освоили 1,5 миллиона рублей. На 2006 год обещают 2 миллиона. Но дадут ли?

При таких темпах финансирования вода польется из кранов аж через три года. А как людям жить без воды все это время?

Муниципалитету никак не отмахнуться от проблемы безработицы. Есть она и в Дубовке. Только официально на учете находятся 42 человека. В основном это молодые люди со средним и средним специальным образованием. Работы, которая соответствует их статусу, в селе нет. Идти на общественные работы за 1200 рублей в месяц никто не хочет, ибо этих денег не хватит, чтобы оправдать стоптанные ботинки. Поэтому при любом удобном случае молодое поколение покидает село. Муниципалитет, к сожалению, не в силах предотвратить этот отток. Продекламированная в законе обязанность способствовать развитию сельскохозяйственного производства звучит двусмысленно. Каким образом? Наиболее реальной точкой приложения усилий может быть стимулирование малых форм хозяйствования, нужен способ за-крепления кадров на селе. Прежде всего это решается за счет обеспечения молодых специалистов жильем. И на это также нужны деньги.

С определением полномочий муниципальных образований выстроилось последнее замыкающее звено вертикали власти. Учтут ли депутаты ошибки при внесении поправок в 131-й закон, покажет время.

Владимир БУРДЮГОВ