00:00, 23 июня 2006 года

Его любимый сказочник

Вот так бывает – автора уже нет с нами, а книги его продолжают выходить к читателю. Договор с издательством на выпуск «Шарля Перро» Сергей Павлович подписывал, уже будучи тяжело больным.

Оглядываясь назад, в те годы, что довелось знать писателя, активно сотрудничавшего со «Ставропольской правдой», с новой силой убеждаюсь, какой это был великий труженик, неприметно для окружающих неустанно собиравший самые разные сведения, казавшиеся стороннему человеку едва ли не хаотичным набором всякой всячины. И только близкие Сергею Павловичу люди знали, что вся его собирательская и исследовательская работа была подчинена строгой, им самим выработанной системе. При необходимости он мог в любую минуту найти ту или иную информацию, заключенную в отведенной ей ячейке каталога. А потом сесть и написать очередную увлекательную историю про позабытое географическое открытие, про загадочное племя, обитавшее на просторах Древней Руси, про неизвестные страницы из жизни известного сказочника…

Сказочники стали для Сергея Бойко главными героями его поисков и размышлений, а их персонажи из волшебной страны – любимыми «объектами» исследований и популяризаторских новелл. Несколько лет в «Ставрополке» регулярно печатались его очерки под общей рубрикой «Великие сказочники мира», из которых мы узнавали столько интересного о жизни и творчестве Андерсена, Киплинга, братьев Гримм, Чуковского, Аксакова, Радари… Перед нами в новом свете представали с детства знакомые Баба яга и Синяя Борода, Змей Горыныч и Спящая красавица, Маугли и Муха-цокотуха, Царевна-лягушка и Красная Шапочка… Мы словно заново перелистывали «Тысячу и одну ночь», «Старика Хоттабыча», «Золотой ключик» и «Кота в сапогах», иными глазами видя открывающиеся глубинные пласты веков, из которых пришли к нам сказочные герои. Осмысливая «чудеса» и волшебные превращения как вполне серьезные фактологические отражения реальной истории народов. Как самая захватывающая фантастика воспринимается, например, сюжет о развитии образа от доброй Великой Богини периода матриархата к злой и уродливой Бабе яге времен патриархата. Но, влюбленный в мудрость сказки, писатель дарит нам неожиданный вывод: «…как ни старается сказочник напугать своих слушателей (Бабой Ягой), со страниц сказки все равно сходит к нам добрая и заботливая старушка. Она встречает Ивана-царевича, кормит его, поит, спать укладывает, а наутро дает волшебного помощника. С ним царевичу удается совершить удивительные подвиги». А ведь верно – никто из нас не воспринимает Бабу ягу как бесповоротно злую, в нас почему-то живет неосознанная симпатия к этой, мягко говоря, не очень симпатичной личности.

Отдельный пласт исследовательской деятельности Сергея Бойко составило углубленное изучение творчества французского сказочника Шарля Перро. Итогом этой многолетней работы и стала книга, вышедшая в серии ЖЗЛ. Это первая на русском языке художественно-документальная биография великого сказочника, автора «Золушки», «Кота в сапогах», «Красной Шапочки» и «Синей Бороды». При жизни Перро был известен современникам как автор напыщенных поэм и трактатов, а также как сановник Людовика ХlV, ведавший его официальным прославлением (!) в литературе и искусстве. Шарль Перро был еще и академиком Французской академии. Он всерьез гордился такими своими «произведениями», как девиз для монсеньора дофина (запечатленного на знамени полка и на плащах гвардейцев королевского отпрыска) или описаниями «благодеяний его величества» Людовика ХlV, о чем оставил соответствующие главы в своих «Мемуарах». А вот бессмертие в веках принесли ему всего-то восемь небольших сказок, опубликованных от имени сына Пьера в сборнике «Сказки матушки Гусыни». Было это в 1696 году. И вот уже четвертое столетие живут его сказки!

В книге прослеживается весь жизненный путь Перро – от колыбели до последнего вздоха. Постепенно, шаг за шагом, перед нами открывается личность человека, вошедшего в историю как автор первых литературно оформленных сказок, ранее существовавших лишь в устном народном творчестве. Перро делал это «не просто ради того, чтобы потешить публику», он хотел показать, что «народные сказки живее античных мифов, современнее и нужнее людям». Как созвучны были эти мысли умонастроению Сергея Бойко! В своем герое-сказочнике он нашел поистине родственную душу, он восхищался Шарлем Перро, хотя и старался выдержать объективность биографа в его жизнеописании… Я убеждена, что по сей день С. Бойко остается единственным в нашей стране знатоком и популяризатором «простого» сказочного жанра. Недаром же его работами заинтересовались издатели Литвы, с которыми сейчас ведет переписку вдова писателя. Там собираются перевести труд нашего земляка на литовский язык с целью последующего издания.

Было бы неверно представлять Сергея Бойко как автора и исследователя лишь одной темы сказок. В его творческом наследии нам остались и иные труды, посвященные удивительным историческим парадоксам, не-обыкновенным народам, исчезнувшим с лица земли, гениальным создателям технических чудес в давние-давние времена… Сколько знал он о неведомых уголках планеты, и сколько успел рассказать нам в рубрике «Ставрополки», которую он так и назвал – «Неизвестная земля». С уходом С. Бойко не стало, увы, и рубрики. Есть все-таки незаменимые люди на свете, теряя которых мы утрачиваем нечто очень важное. Судьба самого писателя мне кажется тоже по-своему парадоксальной, ибо главные его книги успели выйти в свет в такие «неподходящие» годы, какими стали для нашей страны сумбурные, политизированные 90-е. Рушилась система государства, уж тут вроде бы не до «сказочек»… Но, видимо, такова Россия, родина многих поразительных парадоксов.

* * *

В последние месяцы жизни писатель спешил доделать другой важный труд, который он, тогда еще условно, называл «Энциклопедией сказок». Слава Богу, успел. Рукопись готова и ждет своего издателя. Будем надеяться, что такой энтузиаст найдется и откроет всем любителям сказки возможность познакомиться с богатым творческим наследием С. Бойко. Кто-то вкладывает деньги в строительство храмов, и это, конечно, нужно. Но ведь и хорошая книга способна стать своего рода храмом. Тем более что каждый из нас открывает мир прежде всего через сказку. Первыми нашими учителями становятся они – Золушка, Кот в сапогах, Василиса Премудрая и – да! – Баба яга.