00:00, 22 июня 2006 года

Мастер чудо-лактулозы

Родился будущий академик в глухой сибирской деревушке Аксеново, расположенной в 110 км от Омска, в многодетной семье. После окончания 10 классов он поступил в Омский сельхозинститут, где успешно закончил факультет молочной промышленности. На работу молодого специалиста направили на Алтай, в самый отдаленный, но большой район, где было 13 молочных заводов и более 100 сепараторных отделений.

- Там подобрались великолепные мастера. Работа с ними стала моим первым прикосновением к научно-техническому прогрессу или даже прорыву в молочно-техническом деле, - вспоминает Андрей Георгиевич.

Жизнь всегда ставила перед ним самые трудные задачи. Например, в период работы на Алтайском маслосыркомбинате под руководством Андрея Георгиевича впервые было налажено повсеместное охлаждение молока на месте доения. Талантливого специалиста заметили в Комитете пищевой промышленности СССР, и вот он уже в Угличе Ярославской области, во Всесоюзном НИИ маслоделия и сыроделия, коллективу которого удалось организовать производство отечественного молочного сахара, – в стране было создано более 100 цехов по производству лактозы. Затем Андрея Георгиевича назначают директором Северо-Кавказского филиала Всесоюзного НИИ маслоделия и сыроделия. Здесь он вплотную занялся своей любимицей – лактозой и ее производной лактулозой.

- В 70-х годах Министерством мясной и молочной промышленности СССР осуществлялась национальная программа по переработке вторичных молочных ресурсов, в частности, молочной сыворотки и получения лактозы – составной части коровьего молока, - рассказывает ученый. - Мы исходим из того, что 70 лет назад было установлено, что в женском молоке имеется особое вещество, которое регулирует метаболизм, или жизненные циклы новорожденного. Это обеспечивается компонентом, который позднее химики назвали лактулозой. Задачу нам поставили – синтезировать лактулозу. На ее решение ушло 20 лет труда творческой группы в составе 14 человек. Мы смогли, несмотря на все тогдашние катаклизмы в стране, не только создать чистую лактулозу, но и реализовать ее производство.

Премию правительства РФ в области науки и техники творческий коллектив получил именно за эту работу. Значимость ее неоценима. Скажем, японцы считают, что если человек употребляет один грамм лактулозы в день, то ему обеспечены свыше 80 лет жизни. Лактулоза имеет уникальные медико-биологические свойства, что дало возможность создать целую гамму весьма ценных препаратов – от детского питания до алкогольных беспохмельных напитков.

Любимую кафедру 10 лет назад Храмцов уступил более молодому ученому. Его преемником стал талантливый профессор Иван Евдокимов. Андрей Георгиевич остался профессором-консультантом.

- Теперь я радуюсь тому, как на моих глазах растет и расширяется наше дело, называемое сегодня прикладной биотехнологией. Я имел честь прикоснуться к подготовке более чем 15 докторов и 30 кандидатов наук. Мне важно было воспитать таких учеников, у которых можно было бы учиться и мне, и другим. И получается, я всю жизнь учусь. Сейчас осваиваю нейронные сети, маркетинг, потому что без знания этих вещей в пищевой, а особенно молочной промышленности делать нечего.

Да, стоять на месте Храмцов не умеет. Пополняет список научных трудов, который перевалил уже за 1000. Совместно с коллегами организует продвижение лактулозы в кормовые добавки для телят. Занимается интенсивной технологией молочных продуктов, новым поколением молочных продуктов с бифидофактором, бифидофлорой. Готовится к международному симпозиуму «Лактоза и ее производные», который состоится в Москве в мае 2007 года.

Светлана ДОБРОВОЛЬСКАЯ