00:00, 21 июня 2006 года

Не пугайтесь «протестной» графы

- Виктор Иванович, очередные выборы депутатов пройдут по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе. В чем их отличие от тех, что проводились в 2001 году?

- Устав края предусматривает, что в новом составе Думы края будет 50 депутатов. Основное же отличие предстоящих парламентских выборов от образца 2001 года заключается в следующем. Если тогда мы избирали всех 25 депутатов по одномандатным округам (т. е. один округ – один народный представитель), то теперь, в соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», одна половина депутатского корпуса (25 депутатов) будет избрана по одномандатным округам, а вторая – по партийным спискам. Этот же принцип применялся на последних выборах в Государственную Думу России.

- Многие избиратели интересуются, что собой представляют так называемые «закрытые» и «открытые» списки?

- Понятия «открытые» и «закрытые» списки условные. Так, «закрытые» списки (их еще называют связанными или жесткими) предполагают, что после их утверждения краевой избирательной комиссией перемещение кандидатов внутри списка не допускается, за исключением выбытия кандидата.

Пример: партия выдвинула 10 кандидатов. По итогам голосования она получила 5 мандатов. Так вот, избранными в состав Думы будут считаться первые пять кандидатов. Т. е. партия уже не может ввести в состав парламента человека, внесенного в список под номером 8 или 10, вместо 4-го или 5-го. Даже если 4-й или 5-й кандидаты сложат полномочия, то их места займут кандидаты под номером 6 и 7. Чтобы идентифицировать партию с конкретными личностями, в бюллетень будут внесены фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов из партийного списка.

- Тогда получается, что избиратели не будут знать, кто входит в такой список в целом.

- Почему же? После регистрации списка он будет опубликован в газете «Ставропольская правда» и «Бюллетене избирательной комиссии Ставропольского края». Списки также будут находиться на каждом избирательном участке за три недели до дня голосования. Кроме того, мы разместим их на сайте избиркома края.

Что же касается «открытых» списков, то они формируются в зависимости от количества голосов, полученных каждым депутатом. В этом случае в бюллетень вносится наименование партии с пустым квадратом напротив, а ниже располагаются фамилия, имя, отчество всех кандидатов и внизу помещается еще как минимум один пустой квадрат. Избиратель выбирает сначала партию, а затем кандидата (кандидатов), которому (которым) отдает предпочтение.

Но независимо от того, какой вариант списка будет выбран, в любом случае первые три кандидата - это своего рода «священные коровы», которые при получении проходного балла в первую очередь проходят в краевой парламент. Безусловно, «открытые» списки более демократичная форма избрания.

- Почему же депутаты от нее отказались?

- Предполагается, что в выборах примут участие до десятка партий. Возможно, их будет больше, поскольку только в крае зарегистрировано 29 региональных отделений. Каждая партия должна включить в список не менее 35 кандидатов. Итого, если будет только 10 партий, то в бюллетень нужно вписать сведения о трехстах кандидатах. Сам бюллетень будет около двух метров длиной. Как видите, основной недостаток – громоздкий бюллетень, который для изучения и анализа требует значительного времени, что в день голосования может создать массу неудобств. Кроме того, в стране отсутствует компьютерная программа для подсчета голосов при этой системе.

- Достаточно бурная дискуссия развернулась вокруг проходного балла. Губернатор предлагает установить его на уровне 5%, как на федеральных выборах, а в законопроекте, принятом в первом чтении, стоит 7%. Какая планка вам кажется все-таки наиболее оптимальной?

- Что касается процента голосов, полученных той или иной партией и позволяющих ей занять места в краевой Думе, то здесь, как вы заметили, нет единого мнения. Практика показывает, что при 10-процентном барьере проходят одна-две партии, при 7% - две-четыре, менее 7% - более четырех партий. Чтобы не нарушить баланс интересов различных социальных групп населения, расширить представительство избирателей и в конечном итоге не допустить узурпации власти одной партией, необходимо, чтобы в составе Думы была сформирована оппозиция.

Считаю, что оптимальный заградительный барьер – это 5% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Я не всегда бываю согласен с губернатором, но в данном случае он прав, потому что надо дать ход разным партиям, иначе мы не построим никакого гражданского общества. Отмечу также, что если сделать меньше 5%, то тогда получится дискуссионный клуб, а не парламент: большое количество партий просто могут не найти точек соприкосновения.

- Единая Россия хочет отменить графу «против всех», а глава ЦИК А. Вешняков жестко высказался за ее сохранение. Ваша точка зрения: нужна или не нужна такая графа в бюллетенях?

- В данном случае А. Вешняков говорит как государственный человек. Отменив графу, мы лишим избирателя, не поддерживающего ни одну из представленных партий, последней возможности демократических выборов. Что ему тогда останется делать? Либо не идти на выборы, и так, думаю, поступят многие граждане. Либо перечеркнуть бюллетень, либо порвать его, при этом бюллетень, конечно, будет считаться испорченным. «Протестная» же графа позволяет высказать свое мнение в рамках закона. Думаю, что она не должна пугать нормальную партию, нормальное общество.

- На ваш взгляд, насколько прозрачна процедура финансирования партий, заложенная в предлагаемом законопроекте?

- Он разработан в соответствии с федеральным законом. И там, и тут есть подводные камни. Дело в том, что в поддержку той или иной партии могут создаваться фонды, поступление средств туда проконтролировать очень сложно, особенно в России.

Но в целом законопроект, куда мы, кстати, внесли около ста замечаний, оцениваю очень положительно, спасибо всему депутатскому корпусу.