00:00, 17 июня 2006 года

А он – один

А он снова молчит, затем вздохнул и сказал:

- С некоторых пор мне это все менее и менее интересно.

Думаю, что он прав, по себе знаю. Однако бодро возражаю:

- Когда уходит молодость, приходит мудрость!

Зубенко рассмеялся, и я слышу в трубке его, как всегда, бодрый голос:

- Верно сказано. А в связи с юбилеем я сочинил стихи. Послушай, к делу они или так? Ты же писатель…

Идут года, летят года
И молодость все дальше,
Но я не хнычу никогда.
Так поступал и раньше.

Держусь, креплюсь, 
стараюсь жить.
Да так, чтоб вовсе не тужить.
Лечу к дорожке беговой…
И очень рад – я молодой!

Прослушав это стихотворное признание, я еще раз понял, как крепок характером Зубенко, насколько разнообразен и талантлив этот бывший паренек из Шведино, сделавший себя, свою жизнь. Был скромным агрономом, а стал ведущим публицистом, знаковой фигурой на Ставрополье. О нем много писали в разное время, в том числе и я. И одна из последних публикаций о нем в научно-публицистическом альманахе «I формат» произвела на меня хорошее впечатление, как, впрочем, и другие очерки ведущих журналистов края. Некоторых из них он воспитал и продолжает воспитывать, прежде всего как председатель Ставропольского отделения СЖ России.

Юлия Юткина, студентка СГУ, написала так: «Огромная сила публикаций Ивана Зубенко и состоит в глубоком, грамотном, почти детальном анализе поднимаемых им проблем и вопросов. Наверное, не осталось уголка жизни сельского человека, о котором не упомянул бы Иван Зубенко на страницах главных ставропольских изданий». И это правда, сказанная идущим нам, старикам, на смену.

Думаю, что не надо повторять основные вехи большого жизненного пути Ивана Михайловича. Они известны многим. Зубенко начался как журналист, прежде чем стал литсотрудником «Советского Прикумья» и студентом МГУ на журфаке, а затем появился в «Молодом ленинце», начал работать в «Ставрополке».

В середине 60-х годов была на проспекте К. Маркса удивительная «республика», литературное братство, куда входили коллективы двух ведущих газет и краевая писательская организация, одним из руководителей которой был я. В этом творческом соседстве можно было встретить таких мастеров пера, как журналисты разных газет, издательства, например, Илья Чумак, Иван Егоров, Михаил Усов, Карп Черный и так далее. Они были примером для многих «литрабов», потихоньку сочинявших рассказы или стихи и предлагавших их писательскому альманаху «Ставрополье» - разведчику талантов в те времена.

Оговорюсь сразу, Зубенко, даже став главным редактором «Ставрополки», не докучал «элитарным литераторам» из Союза писателей, хотя много писал и много печатался. Я у него не один раз спрашивал: «А для нас у тебя что-то есть?».

Он отвечал одно и то же: «Я – журналист!» с такой убежденностью и гордостью, что мне становилось неловко за то, что называю себя писателем.

Когда Зубенко в «Ставрополке», мягко говоря, «подсидели» - фамилии называть не буду, или, по выражению Юткиной, «подстрелили в полете», его «кинули на книжное издательство». И он начал осваивать новое дело. Если некоторые журналисты специально шли на работу в издательство, чтобы там использовать «административный ресурс», связи с именитыми авторами и публиковать книгами свои опусы, то Иван Михайлович, будучи директором, категорически не воспользовался своим положением. А вот издательство в передовые вывел, получил наряду с московским «Просвещением» знамя республиканского комитета по печати. И писал повесть «Десять дней дома», кусочки из которой для альманаха «Ставрополье» я буквально выпросил у него, потому что прочитал однажды рукопись и понял, что это очень неординарное произведение о людях села. А вот книгой эта повесть не вышла по сей день, и не стал Иван Михайлович членом Союза писателей.

Но он нисколько не переживает, иногда лишь мне по-дружески буркнет: «Вас, Вадимчик, много, а я один». Что верно, то верно. Он из числа немногих, тех, кого можно без всяких натяжек назвать журналистом с большой буквы. И, наверное, прав был председатель его родного колхоза Одукалец, который говорил про молодого агронома: «Ивана трэба бояться. У його голова ны дурна, но язык будэ мишать усю жызнь».

Но, может быть, именно «язык», которым блестяще владеет Зубенко, и позволил ему стать тем, кем он стал?

С юбилеем тебя, Иван Михайлович!

Вадим ЧЕРНОВ
«Иван Зубенко»
Газета «Ставропольская правда»
17 июня 2006 года