00:00, 16 июня 2006 года

Самозванцев пруд пруди

Большая часть прудов в крае – результат сооружения искусственных земляных плотин. В основном это большие и малые водохранилища, которые строились на землях сельхозназначения или сельских поселений. Но все течет, все меняется: реорганизуются хозяйства, приходит новый собственник, объекты продаются, переуступаются, все это неминуемо ведет к правовой чехарде.

Наша газета уже рассказывала о конфликте в племколхозе «Россия» Новоалександровского района. Напомним, в станице Григорополисской оказалось сразу два претендента на получение лицензии на пользование местными прудами – племколхоз, на балансе которого эти водоемы находятся несколько десятилетий, и местный фермер. После разбирательства отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового управления выдал лицензию племколхозу «Россия» до 2011 года.

Вслед за Новоалександровским районом скандал разразился в Степновском. Одноименный рыбсовхоз владеет правом бессрочного пользования федеральными водоемами с 1993 года, рассказал руководитель хозяйства В. Никитин, тем не менее лицензия на один из прудов по ходатайству главы муниципального образования В. Гришина была выдана не хозяйству, а предпринимателю Н. Шубе.

- Земля под прудами, - замечает В. Никитин, - находится у нас в бессрочном пользовании, а значит, и вода тоже. Если и выдавать лицензию, то только нам и никому другому. Для чего тогда в районе создано рыбное хозяйство, если на его балансе одно озеро в одиннадцать гектаров? Справедливо ли это?

Вполне справедливо, уверен глава муниципального образования Степновского сельсовета В. Гришин, который объясняет:

- Наша прокуратура дала мне соответствующее представление о том, что гидротехническое сооружение используется без надлежащего ухода, дамбы объекта разваливаются. Никитин, который должен заниматься содержанием сооружения, этого не делал. Стояла дилемма: либо пруды ликвидировать вовсе, либо закрепить за ними пользователя, который бы со всей ответственностью отнесся к делу. Да, предприниматель Шуба уже взялся наводить там порядок. Мне как главе муниципального образования все равно, кто будет работать на водоемах – Никитин или Шуба, вопрос в другом - чтобы у этих гидротехнических сооружений был достойный во всех смыслах хозяин.

В Кубанском бассейновом управлении к доводам главы муниципального образования Степновского сельсовета прислушались, проведя собственное расследование этого дела, вернее, как говорят здесь, предлицензионное обследование. По словам главного специалиста И. Скальского, рыбсовхоз «Степновский» только ловил «серебро», не обеспечивая безопасную эксплуатацию водоема.

- Есть акт проверки Росприроднадзора о катастрофическом состоянии водохранилища «Степновское», - поясняет он. - Тут уже не о собственности идет речь, а о жизни многих людей. Под угрозой затопления и смыва оказалась половина райцентра. Говоря языком Водного кодекса, Никитин - недобросовестный пользователь. Мы считаем, что у него не было оснований претендовать на этот пруд.

Однако такой ответ не удовлетворил самого В. Никитина. Он обратился в арбитражный суд Ставропольского края о признании незаконной лицензии, выданной Н. Шубе отделом водных ресурсов.

Впервые в нашем крае специалистам этого отдела приходится выступать в роли ответчиков в суде по подобным делам, замечает заместитель руководителя управления Г. Долинский, хотя, к примеру, в Краснодарском крае с недавних пор это уже вошло в обыденность - там больше, чем на Ставрополье, водных объектов.

Впрочем, и в нашем крае историй, связанных с нарушениями в водопользовании, хоть отбавляй. В отношении одного из глав муниципального образования Ипатовского района возбуждены два уголовных дела. Как рассказали в бассейновом управлении, чиновник подозревается в превышении служебных полномочий, своего рода незаконном предпринимательстве: он брал деньги за пользование водоемом, находящимся в федеральной собственности, и все это было закреплено его же собственным постановлением.

Вообще чиновничье самоуправство «на воде» в последнее время приобрело массовый характер, причем по всей России. Недавно, к примеру, отличилась Курская область. Водные ресурсы в трети районов региона - 67 объектов, находящихся в государственной собственности, использовались для личной наживы сильных мира сего и в ущерб проживающим на этих территориях жителям. Это подтвердили результаты проверки исполнения водного законодательства, проведенной област-ной прокуратурой.

На Ставрополье в ходу те же технологии вольного распределения ресурсов. Самая распространенная – незаконная передача водоемов внаем. Хотя аренда водных объектов, в отличие, скажем, от земельных участков, категорически запрещена. Более того, нет даже такого правового понятия, как «аренда водного объекта», исключительно – «пользование водным объектом (водопользование)». Однако об этом важном нюансе те, кому, казалось бы, в первую очередь это необходимо знать, предпочитают умышленно забывать.

Общая беда, по словам специалистов отдела водных ресурсов, - хозяйства не спешат узаконить свое право на водопользование. И только когда появляется угроза лишиться ценных объектов, начинают «шевелиться», оформлять лицензию. Водные конфликты происходят и из-за нестыковки земельного и водного законодательств, которые «говорят» на разных языках. Обособленные водные объекты, а именно о них идет речь (замкнутые водоемы - небольшие по площади и непроточные), считались составной частью земельного участка. Философия здесь проста: вода - субстанция непостоянная, сегодня она есть, завтра может испариться, утечь и т.п. А дно, то есть земля, останется. Следовательно, искусственные пруды надо включать в земельный фонд. Для того чтобы собственник мог равно владеть как самим участком, так и всем, что на нем находится.

Долгое время службе, выдающей лицензии, приходилось работать, имея на руках только проекты нового Водного кодекса, который шел к принятию с большими «потугами». Было написано более 30 его вариантов, в том числе и с помощью ставропольских специалистов, внесших свои предложения. Недавно Государственная Дума РФ приняла в третьем, окончательном, чтении новую редакцию Водного кодекса. На днях его подписал и президент страны. В законную силу документ вступит с начала следующего года. Новый вариант расширяет полномочия частных, муниципальных и региональных собственников, выводя из государственной собственности часть водных объектов.

В отделе водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового управления в связи с этим напомнили, что водопользователям – в их же интересах – не мешало бы уточнить детали процедуры лицензирования. Хозяева прудов должны вовремя документально подтвердить свои права, чтобы потом не кусать себя же за локти…