00:00, 3 июня 2006 года

И на дудочке играть, и колхозом управлять

Как пояснил заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Митин, на 21 июня назначено заседание президиума Госсовета по вопросам агропромышленного комплекса. До этого времени надо выработать в регионах пакет предложений по совершенствованию ряда федеральных законов, в частности – о банкротстве, финансовом оздоровлении, сельхозкооперации и обороте земель сельхозназначения, прорех в которых, как показывает практика, немало.

Ситуация с финансовым состоянием агропромышленного комплекса повсеместно не из легких. Почти половина сельхозпредприятий России сегодня в долгах, общая сумма которых составляет 81 миллиард рублей. В предбанкротном состоянии находится треть хозяйств. Одна из мер по выходу из кризиса – финансовое оздоровление. Такая программа реализуется и в Ставропольском крае. В процедуре оздоровления у нас участвуют 95 хозяйств, из которых 89 уже подписали соглашение о реструктуризации задолженности. «Зачтено» более 490 миллионов рублей.

В целом финансовое положение сельхозпредприятий, участвующих в программе, несколько окрепло. Но многим не удалось миновать участи банкротов. Особо тревожит министра сельского хозяйства края В. Кулинцева тяжелое положение федеральных государственных унитарных предприятий. Банкротами признано 15 специализированных организаций в области племенной работы, семеноводства, науки, в отношении шести уже завершено конкурсное производство. При этом органы исполнительной власти края не могут вмешиваться в деятельность таких хозяйств, ибо это федеральная собственность. По мнению министра, надо делегировать все полномочия на места, ибо принцип «сижу высоко - смотрю далеко» в данной ситуации не оправдывает себя.

Действующий закон о банкротстве в российских регионах уже успели окрестить «законом-убийцей», поскольку он позволяет уничтожить любое хозяйство, задолжавшее 100 тысяч рублей и не вернувшее долг в течение трех месяцев. По словам руководителя управления Федеральной налоговой службы по СК С. Хурсевича, являющегося также членом федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий, прежде всего надо переломить логику закона о банкротстве, изменив механизм его реализации. Получается, что сегодня все три стадии этого процесса - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление - направлены на максимальное удовлетворение требований кредиторов. В идеале же закон должен выполнять миссию надежного защитника от кредиторов, пытающихся порвать - в прямом смысле этого слова - хозяйство на куски.

О радикальных мерах по совершенствованию механизма законодательной базы говорили многие участники совещания. Задача поставлена непростая: с одной стороны, привлечь в село как можно больше инвесторов, особенно в слабые сельхозпредприятия, с другой – поставить их в жесткие правовые рамки, чтобы новые хозяева не могли властвовать огульно. Ведь нередко бывает, что они камня на камне не оставляют от хозяйства. Нужно законодательно определить обязанности инвесторов при передаче имущества, предусмотрев меру наказания в случае его растраты или утери.

Ставропольский минсельхоз намерен предложить свои дополнения в закон о банкротстве и по поводу назначения арбитражных управляющих, к которым должны предъявляться более строгие требования. Самое главное – они не должны быть случайными людьми в сельском хозяйстве, иметь за плечами минимум двухлетний стаж работы на руководящей должности в АПК. Как заметил В. Кулинцев, «у нас кого только среди арбитражных управляющих нет: учителя, врачи, музыканты, артисты и так далее, при этом один может управлять одновременно десятком организаций, не имея не то что опыта, а порой и образования». О какой эффективности управления можно в данном случае говорить?

Еще одно предложение, исходящее из краевой практики: саморегулируемые организации арбитражных управляющих должны быть представлены преимущественно местными структурами и людьми, хорошо знающими проблемы сельскохозяйственного производства в регионе. Сегодня, напомним, управляющие назначаются судами, для которых региональный аспект в этом деле не важен, так как он не оговорен законом. Предлагается также продлить срок внешнего управления до пяти лет, чтобы дать сельхозпредприятиям больше шансов для выздоровления.

Сейчас в регионах идет активное обсуждение дополнений в закон о банкротстве с одной лишь надеждой – чтобы «убийцу» превратить в спасителя.