00:00, 26 мая 2006 года

Азарт сирот содержал

- Евгений Николаевич, что породило «Игорный дом»?

- Прежде всего возникший в последнее время интерес к так называемой «истории повседневности». Долгое время советская историческая наука изучала развитие общества в целом, оставляя без внимания такие «обыденности», как одежда, труд, отдых, обычаи и, конечно, игра. За рубежом исследования культуры игры - неотъемлемая часть социальной истории. Например, в библиотеке Оксфордского университета имеется более 3500 книг о картах и карточных играх, тогда как в Российской государственной библиотеке – только 169, включая дореволюционные издания и журнальные статьи. Кстати, Оксфорд проявил большой интерес к нашему изданию и сразу заказал экземпляр энциклопедии.

Внимание специалистов привлек большой объем информации, подготовленной авторитетными российскими историками, культурологами, филологами, литературоведами, искусствоведами, юристами и даже специалистами в области математических теорий. В работе участвовали сотрудники крупнейших музеев страны и известные коллекционеры. К тому же отпечатанное в Словении издание представляет художественную и библиографическую ценность, поскольку вышло тиражом всего в тысячу экземпляров и буквально сразу после презентации разошлось среди подписчиков – в музеи, библиотеки, частные собрания коллекционеров.

- А над какой темой работали вы?

- Мой конек – русские игральные карты. К сожалению, тема игральных карт как предмета русского быта, как объекта отечественного полиграфического производства, наконец как одного из интереснейших и самобытных видов национальной прикладной графики изучена чрезвычайно слабо. Даже в серьезных исторических исследованиях начало отечественного производства карт относили ко второй половине XVIII века, а о подробностях производства карт, рисунках, первых отечественных производителях и вовсе ничего не было известно. Для ответа на эти вопросы пришлось обратиться к материалам, хранящимся в Государственном архиве древних актов, Государственном историческом архиве и в других древлехранилищах. К счастью, сохранилось немало документов, позволивших достаточно полно осветить историю игральных карт, начиная с царствования Ивана Грозного.

- Что интересного вы «накопали»?

- Удалось, например, узнать о начале производства карт в России. Произошло это в 1723 году по личному указанию Петра I, давшего исключительную привилегию двум первым карточным «фабрикантам» - обрусевшему выходцу из Цесарии (Австрии) Николаю Фандерстаму и русскому мануфактурщику Василию Короткому. Кстати, Короткий несколькими годами ранее был отправлен в Европу именно для изучения технологии изготовления бумаги, и по возвращении вместе с карточной привилегией безвозмездно получил для своего производства казенную бумажную мельницу, стоявшую на Яузе близ Москвы. Более того, для подъема новых мануфактур специальным указом запрещался ввоз в Россию любых иностранных игральных карт. Внимание царя к такому, казалось бы, совсем малозначительному вопросу, как изготовление карт - тем более что сам Петр I играть в карты не любил, - шло в русле заботы о развитии отечественной промышленности. Отечественные карточные мануфактуры работали очень хорошо, и в 1737 году при опросе купцов, какие русские товары не уступают в качестве иностранным, в числе очень немногих были названы игральные карты. В начале XIX века производство игральных карт было монополизировано государством, и доходы шли на поддержание сиротских домов.

- Почему энциклопедия называется мультимедийной?

- «Игорный дом» - это продукт XXI столетия. К книге прилагается компьютерный CD, содержащий много дополнительной информации: видеофильмы, библиотеки изображений, коллекции ссылок на ресурсы Интернета, полные тексты объемных статей, данные в книге в сокращенном виде, и многое другое. Но главная уникальность этого приложения – возможность постоянного получения обновлений энциклопедии через Интернет.