00:00, 17 мая 2006 года

Зигзаг удачи

Зов неба

Александр Глухов вырос в семье, где к авиации отношение самое прямое: отец еще в 1944-м служил у границы с Ираном, обслуживал бомбардировщики, а потом уже и мама была авиамехаником. Конечно, мальчишка всё свободное время проводил на аэродроме, видел, как взмывают в небо красавцы-самолеты, взахлеб обсуждал с друзьями технические характеристики летающих машин. И мечтал стать летчиком.

В 1979 году нынешний главком ВВС и ПВО РФ генерал армии В.Михайлов, бывший тогда командиром Таганрогского авиационного учебного полка, разрешил самостоятельный вылет на боевом самолете курсанту 4-го курса Ейского высшего военного авиаучилища Глухову Александру. До мельчайших подробностей он по сию пору помнит тот первый полет на сверхзвуковом истребителе-бомбардировщике Су-7Б над донскими степями.

Крах мечты

Всего-то два года летчику Глухову было подарено судьбой поднимать в небо боевые машины. Не на шутку разболелся зуб. Пришлось идти к стоматологу. От болевого шока Александр потерял сознание. Все. Врачебно-летная комиссия поставила жирный крест на карьере молодого летчика.

Александр попросился служить подальше от самолетов, чтобы не бередить душу, на любую должность. В отдельном батальоне связи пробыл три года. А 13 февраля 1985-го написал рапорт с просьбой об отправке в Афганистан. Очень скоро оказался в Ташкенте, в штабе Туркестанского военного округа. Только здесь пронзила мысль, что простился с женой и полуторагодовалым сынишкой на два долгих года.

Просто война

То, что самолет летит на войну, его пассажиры ощутили очень быстро. Особой герметичностью салон Ан-12 не отличается, поскольку в основном перевозит грузы и людей военных, не избалованных комфортом. Требуемые в условиях войны, меры безопасности не дали пассажирам, летящим на войну, насладиться панорамой Кабула. Самолет, войдя в крутое снижение, буквально свалился на полосу. И в первую же ночь - на пересыльном пункте - пришлось принять боевое крещение. Чуть за полночь «духи» открыли огонь из минометов, пытаясь достать расположение бригады. Народу ранило много, в том числе и вновь прибывших.

В ответ на нападение нанесли артудар, и все затихло, лишь изредка постреливали часовые из автоматов, да вдали тарахтел крупнокалиберный пулемет.

Заснул Александр только под утро, свыкаясь с мыслью, что теперь это - его будни.

За боевые заслуги

Уже на следующий день Александр отправился в северную провинцию Афганистана Кундуз, где базировался отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения вертолетного полка. Назначили Глухова секретарем комсомольской организации части. Казалось бы, ну что тут такого боевого, собрания проводить да собрать членские взносы? И этим тоже занимался старший лейтенант. В промежутках между боевыми выездами. По-другому просто и быть не могло. Все офицеры, в том числе начфин, начпрод, парторг и даже начальник клуба, ставились во главе автоколонн, идущих в Баграм, Джелалабад, Пули-Хумри, Кандагар на обеспечение войсковых операций.

В одном из таких рейдов колонна, возглавляемая Александром, попала под плотный обстрел на перевале Саланг. «Духи» подожгли топливозаправщик, идущий первым. Водитель погиб сразу, а тяжелая машина перегородила путь двум десяткам единиц техники. Нападающие неторопливо переносили огонь в хвост колонны. Александр и четверо бойцов подскочили к горящей машине, вытащили из кабины тело водителя и столкнули МАЗ в пропасть. Путь оказался свободным. Больше потерь в колонне не было. Пока освобождали дорогу, другие бойцы отбили нападение.

Вскоре старшему лейтенанту Глухову была вручена медаль «За боевые заслуги».

Комендатура на границе

Спустя полгода после прибытия в Афганистан Александр получил приказ возглавить Хайратонскую комендатуру, расположенную на вертодроме. Комендатура дислоцировалась практически на границе с СССР, и здесь было относительно спокойно. В Хайратоне Глухов пробыл следующие шесть месяцев. А дальше - новое место службы. На этот раз попал он на границу с Пакистаном. Подчиненные начальника комендатуры аэродрома в Файзебаде обеспечивали работу вертолетной эскадрильи, которая взаимодействовала с летчиками Пянджского и Москов-ского погранотрядов.

Домой на «черном тюльпане»

Эти несколько месяцев до замены тянулись как никогда долго. Благо еще, что обстановка к тому времени относительно устоялась. Примечательная деталь: тех, кто пробыл в Афганистане больше двух лет, впрочем, как и молодых, старались сберечь. Нежданно-негаданно для Александра Глухова забрезжил новый зигзаг в его военной судьбе. Военный прокурор Кундузского гарнизона полковник юстиции Афанасий Ким, ставший впоследствии главным прокурором ФПС РФ, привлек старшего лейтенанта к дознавательской деятельности. Случай - поворотный в жизни Александра, который позже стал военным юристом.

Сменщик Глухова прибыл в Кундуз на исходе весны. Жара в мае 87-го стояла невыносимая, а тут как назло не было попутного транспорта. Пришлось возвращаться домой из Афганистана на «черном тюльпане», который вез шесть цинковых гробов. Погибшие были из Москвы, с Урала, из Узбекистана. Лететь пришлось в неудобной гермокабине, так как в салоне стоял запах смерти. В Ташкенте он еще долго напоминал о себе, буквально впитавшись в чемоданы.

24 мая 1987 года Александр Кузьмич был в Ростове и уже через месяц прибыл к новому месту службы – в Ставропольскую военную авиационную школу механиков. Сейчас он служит в Северо-Каказском пограничном управлении.

Жизнь продолжается

Александр Глухов сегодня не жалеет о том, что происходило с ним за годы службы. Все, что ни делалось, только к лучшему. Где бы он еще встретил столько настоящих боевых товарищей и сослуживцев? Причем в разных родах войск и силовых структурах.

«Афганистан всегда останется в моей памяти, - говорит подполковник юстиции Александр Глухов. – Именно там, в чужой стране, ощутил, что у меня есть Родина. И я её очень люблю. А самые дорогие мгновения навсегда связаны с 22 мая 1987 года, когда возвращался в СССР. Да, летел я на «черном тюльпане», но, слава Богу, живым!»

Сергей СКРИПАЛЬ, Виктор Москаленко