00:00, 13 мая 2006 года

Диагноз и прогноз

И дело не в том, что участники – представители ФРГ, научного сообщества Ставрополья, Москвы, Дона, органов власти и местного самоуправления, сотрудники правоохранительных органов, журналисты – видят проблему по-разному. Статус научно-практической конференции - а ее организовали Ставропольский филиал Северо-Кавказской академии госслужбы, фонд Конрада Аденауэра (ФРГ) и Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД РФ – позволял вести обсуждение в рамках конструктивного диалога. Это подчеркнули, обращаясь к участникам, руководители вузов Юрий Васильев и Андрей Конев. Главное в том, что при схожести или различии мнений рецепты, предлагаемые теоретиками и практиками борьбы с терроризмом, могут быть реализованы только на уровне государственной политики. Впрочем, участники конференции, скажем так, не зацикливались на ее отсутствии, а еще раз проанализировали создавшуюся ситуацию.

– В последние годы в Германии и Европе поняли, - сказал, открывая конференцию, руководитель Московского представительства Фонда К. Аденауэра Томас Кунце, как трудно обеспечить взаимопонимание различных культур и этносов. И если раньше ситуация в Чеченской республике и вокруг нее воспринималась европейцами только как борьба за утраченные ценности чеченского народа, то теперь все чаще ее оценивают с позиций борьбы с терроризмом. Надо полагать, что такое понимание уведет наших европейских коллег от позиции двойных стандартов, которая вызывает большое раздражение у россиян. Впрочем, Томас Кунце никак не хотел выступать в качестве ментора и что-то советовать. Обсудить трансграничную проблему важнее. И слова признательности декана факультета переподготовки кадров доктора политических наук профессора Северо-Кавказской академии госслужбы Александра Старостина в адрес ставропольского филиала академии, который взялся решать столь важную научно-практическую задачу, были весьма кстати.

Проблемам противодействия терроризму на региональном уровне был посвящен доклад заместителя начальника УФСБ РФ по СК Юрия Скворцова, прозвучавший на пленарном заседании первым. В нем счастливо - для слушателей и, вероятно, не очень для самого автора - сплелись теория и практика. О практике разговор особый, мы продолжим его чуть позже на страницах «Ставропольской правды». А теория, увы, достаточно пессимистична. По мнению Юрия Скворцова, нужна государственная политика борьбы с терроризмом как социальным явлением. Именно она позволит разработать реальную концепцию, финансировать ее, вести идеологическую борьбу с ним, по полной программе использовать правовые и профилактические, воспитательные меры.

Александр Старостин, говоря о методологическом аспекте борьбы с терроризмом, акцентировал внимание на том, что заслуживает внимания понимание терроризма как средства, с помощью которого некая политическая группа может рваться к власти. Увы, народ нашего государства – и это показывают многие исследования - зачастую оценивает представителей действующей власти как интриганов (27 процентов), олигархов (22 процента) и бывшую номенклатуру (19 процентов). При этом 10 процентов жителей ЮФО готовы участвовать в несанкционированных протестных акциях. Это много для страны и достаточно для тех, кто готов вербовать из этого количества исполнителей терактов. Солидарен с ним и директор Центра конфликтологии Института социологии РАН доктор философских наук Евгений Степанов. По его данным, в Дагестане, например, более 50 процентов жителей готовы участвовать в разрешенных актах протеста, 15 процентов – в несанкционированных, семь из них готовы взять в руки оружие.

Впрочем, различать терроризм как социальное явление и ответственность организаторов и исполнителей терактов в нашем правовом поле невозможно. Об этом говорила заместитель начальника Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД РФ доктор юридических наук профессор Татьяна Пинкевич. Она также напомнила, что результаты исследований свидетельствуют о том, что в 87 процентах случаев экономическая составляющая выступает главенствующей причиной участия в террористической деятельности.

Что же делать? Есть ли выход из этого замкнутого круга? Конечно, есть. Но он представляется очень по-разному. Специальный корреспондент газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» в Иерусалиме Йорг Бремер, анализируя арабо-израильский конфликт, видит его в переговорах, а не в усилении полицейских функций государства. Заведующий отделом социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН, доктор философских наук профессор Виктор Авксентьев считает, что выходом из ситуации мог бы стать крупный мегапроект, который позволил бы противопоставление «мы» и «они» между регионами свести к единому «мы», что позитивно повлияло бы на этнополитическую сферу.

На мой взгляд, некоторые из высказанных точек зрения спорны. Но в каждой из них заложено рациональное зерно уже сегодняшней региональной политики борьбы с терроризмом. О ее реальном воплощении в Ставрополе говорил на пленарном заседании замглавы администрации краевого центра Роман Шкурко.

Далее работа конференции продолжилась по секциям, где обсуждались противодействие терроризму на региональном уровне, этнополитические и этнокультурные аспекты обеспечения гражданского мира и роль в этом процессе органов государственной власти и местного самоуправления.