00:00, 28 апреля 2006 года

До Бога не может быть далеко

В середине девяностых началось возведение нового храма, но стройка из-за финансовых проблем превратилась в долгострой. Лишь четыре года назад сдали в эксплуатацию просторное добротное здание, в котором разместилась воскресная школа, и где с тех пор и проходят все церковные действа. Как радовались переезду прихожане, с какими просветленными лицами переносили иконы и церковную утварь на новое место служения! Но, оказывается, не все разделяли эту радость. Причем обнаружилось это совсем недавно, когда копии весьма пространного письма разлетелись во многие инстанции, в том числе и в редакцию «Ставропольской правды».

Текст – с ксерокса, разница лишь в адресах отправителей. Содержание вкратце таково: «Помогите вернуть здание старой церкви. Почему нас отлучили от церкви? Половина села уже четыре года не ходит на богослужения из-за отдаленности нового храма. Мы сидим дома, а церковь пустая?». Четыре странички убористого почерка и 60 подписей.

Встречи с подписавшими петицию людьми внесли еще больше загадочности в эту историю. Как только пошли официальные ответы из разных учреждений, в домах многих подписантов начались скандалы. Например, Меланья Ковган по доброте душевной поставила не только собственную подпись - даже едва научившиеся писать внуки нацарапали свои автографы. Конечно, родные бабушку Милу за это не похвалили - случилась маленькая семейная разборка.

Полного содержания письма никто не знал - ни об «отлучении», ни о том, что «сидим дома и не молимся». Подворный-то опрос в основном заключался в одной ключевой фразе: «Вы не против, чтобы старую церковь вновь открыли?». Да кто ж против – пусть открывают, если вам надо. Из текста же получается, что надо это именно Меланье и ее внучатам и еще многим далеко не церковным людям - пожилым супругам Сень, например, которые честно признались, что они не столь уж усердны в науке богослужения – ну, на Пасху в храме побыть не против, да на Крещение сходить за святой водичкой.

Многие из опрошенных, как оказалось, живя по соседству со старой церковью, бывали в ней от случая к случаю, точно так же поступают и теперь. Пешком, это, конечно, далековато, но старики приспособились: то такси в складчину наймут – это по 6-7 рублей с человека получается, то дети-внуки на своем транспорте подбросят. К немощным и вовсе батюшка самолично приезжает – во время великих праздников или же справить требы, какие попросят.

Кстати, о посещениях священника. Не единожды бывал он в доме К. Баштовой. Тяжело больная женщина не помнит, что за бумагу она подписывала, но уж на конверте свой адрес точно не писала – и почерк чужой. Когда из очередной инстанции пришел на ее имя ответ, с Клавдией Ивановной случилось такое расстройство, что родные серьезно опасались за ее жизнь. Отцом же Георгием она очень даже довольна, как и многие прихожане.

- Ума не приложу, зачем я согласилась поставить свою подпись, ведь я дальше порога своего дома вообще не могу выйти. Очень стыдно мне перед отцом Георгием, - говорит К. Баштовая. – судя по письму, он растерял свою паству, но ведь это совсем не так.

Прихожан на новом месте и в самом деле меньше не стало, совсем даже наоборот – да и как истинно верующий человек может не пойти в храм Господень только потому, что расположен он слишком далеко? Ну не дальше же, чем Печерская лавра или Иерусалим. И потом – нет у нас пока возможности построить храм в каждом микрорайоне…

Людей несведущих, вероятно, ввело в заблуждение то, что старая церковь сейчас пустует. А те, кто не пропускает богослужений, конечно же, знают, что здание давно передано центру социального обслуживания населения Апанасенковского района. Здесь намечают оборудовать реабилитационное отделение для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями – таких в районе насчитывается более ста. Планируется установить тренажеры, организовать работу специалистов по массажу, лечебной физкультуре, педагогов дополнительного образования, чтобы как-то облегчить существование несчастных от рождения детей. Наверное, намоленные годами стены должны помочь им обрести хоть какие-то радости в этой жизни.

На безвозмездную передачу здания есть разрешение епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана. Еще раньше вопрос обсуждался на приходском собрании церкви. Проголосовали за передачу недвижимости единогласно. А не произошло оно только потому, что право собственности сейчас оформляется в судебном порядке. Понятно, что это просто формальности, но они требуют немало сил, средств, а самое главное - времени. Чтобы здание было хоть под каким-то присмотром, сюда поселили заезжих строителей. Они мастерили пластиковые окна для реабилитационного центра, районной больницы и других объектов. Сейчас «квартиранты» съехали. Присматривать за пустующими постройками добровольно взялись живущие рядом супруги Правоторовы. Они хоть в новую церковь и редко ходят, но менее верующими от этого, однако ж, не стали.

Директору центра социальной помощи семье и детям Галине Бабкиной, в чье подчинение переходит старое здание, похоже, от этого подарка только добавится головной боли. Сколько средств нужно будет вложить в его реконструкцию – неведомо, пожалуй, и самому Господу. Да, сборщики подписей пытались убедить односельчан, что ремонт можно легко сделать на пожертвования прихожан. Думать так, по меньшей мере, наивность.

Хотя, скорее всего, дело в другом. Рассказывают, что одной предприимчивой старушке очень хотелось работать в церковной лавке. Дивенский священник в трудоустройстве ей отказал, и тогда бабулька наладила «свечной заводик» у себя на дому. Однако из-под полы торговать не слишком удобно, да и опасно - она ведь знает, что право распространять церковную утварь принадлежит сугубо церкви. Но очень уж хочется легализовать свой «бизнес» – может, для того и ратует за открытие старой церкви.

Выступая в роли защитницы годами намоленных стен, бабушка, грешным делом, наверное, даже не подумала о том, что злополучные письма могут подорвать здоровье и семейный покой многих введенных в заблуждение жителей Дивного. Им теперь впору хоть по новой собирай подписи – о том, что расписались, не зная в чем. А одна смиренная прихожанка до того рассердилась, что пообещала устроить своей односельчанке публичный мордобой. Упаси Господи от таких мыслей на старости лет…