00:00, 22 апреля 2006 года

Рукотворное великолепие

Без преувеличения можно сказать, что эта небольшая тихая мастерская – единственная в своем роде на весь наш край. Всего лишь семь женщин составляют коллектив, своими умелыми руками одевающий сотни храмов и служителей огромной Ставропольской и Владикавказской епархии. Да, и многочисленные храмы тоже нуждаются в облачении.

- Алтарное облачение каждого храма видят все прихожане – на престоле лежат специальные «пелены», покрытые накидками аналои, - рассказывает бригадир Лидия Михалева. – И, конечно, священникам нужна специальная одежда для совершения служб. Все это делаем мы. Работы много, порой приходится, не считаясь со временем, выполнять и срочные заказы. Перед Пасхой спешили подготовить праздничное убранство кафедрального Андреевского собора, чтобы люди смогли встретить праздник в подобающем ему великолепии. Шьем также подрясники для семинаристов, причем на каждого по персональным меркам. А к Троице требуется обновить иерейское облачение соборного причта.

Лидия Викторовна по профессии экономист, ранее много лет работала на большом предприятии. Среди ее коллег тоже далеко не все сразу стали швеями. Лишь закройщик Клавдия Акиньшина специализировалась на пошиве мужской одежды, но здесь и ей пришлось переучиваться, осваивать массу нового. А вот Людмила Беловод – музыкант – теперь не представляет себе жизни без мастерской. Они все пришли сюда по зову души.

- Отличает этот коллектив и то, что все – люди верующие, - говорит духовная наставница матушка Олимпиада. – Знаете, часто мирские люди, даже будучи профессионалами, не справляются с работой, касающейся храма. Не всем она дается. Да и вообще неверующему человеку куда сложнее общаться с батюшками, приходящими к нам со своими нуждами. Работницы у нас хоть и светские, но живут по церковным правилам, чувствуя, что делают Божье дело. Близость к храму отражается на всем укладе жизни. Сказывается положительно и добрая старая закалка наших ветеранов, показывающих пример трудолюбия, добросовестности, ответственности.

Храмовое облачение составляют десятки разных предметов, название и предназначение которых мы порой даже не знаем. Причем цветовая гамма их напрямую связана с тем или иным праздником, событием: на Пасху преобладает красный цвет, Крещение – белый, Богородичные праздники – голубой, Троицу – зеленый, пост – черный, воскресенье – фиолетовый… Комплект облачения священника – это не личное имущество батюшки, а достояние ризницы, руководит которой ключарь кафедрального собора отец Иннокентий.

Заказчиков у мастерской более чем достаточно. В одном только Андреевском соборе служат девять дьяконов, сейчас бригада как раз готовит для них облачения всех полагающихся расцветок. Рясы, подрясники, камилавки, скуфейки… За всем этим приезжают сюда батюшки из разных уголков епархии. Церковное облачение, как, собственно, и все в церкви, глубоко традиционно, неизменно на протяжении веков, подчинено четким канонам. Каждая деталь символизирует какое-то евангельское событие. Так, поручи в одежде священника олицетворяют путы Христа, полосы-галуны обозначают кровь Христову, стекавшую при его крестных страданиях. Все это нужно знать мастеру, как и материалы, используемые для пошива. Прежде всего это парчовые ткани разной плотности, покупаемые на известных отечественных комбинатах.

- Каждому батюшке, конечно, хочется, чтобы интерьер храма был оформлен красиво и достойно, в должном благолепии. Да и сам настоятель стремится выглядеть соответственно, - говорит Л. Михалева. – При всей строгости канонов все же стремимся учесть и их индивидуальные пожелания, поскольку священники лучше знают свои храмы, а там все детали должны гармонировать, создавая единый ансамбль.

В мастерской нет того разделения по операциям, которое бывает в обычных ателье. Каждая работница готовит порученное ей изделие от начала до конца, кроме разве что раскроя. Надо ли объяснять, какого уровня квалификации требует такой подход? Но все справляются, можно сказать, виртуозно. И скрупулезно тоже! На наших глазах Елена Воронцова едва ли не час прилежно разглаживала утюгом только что вышедшую из-под иглы белоснежную епитрахиль. Творческое начало – непременная составляющая в работе каждой, наряду с опытом и качеством. На вид совсем юная Наталья Шевченко уже считается признанным профессионалом. Елена Борис – высокого класса вышивальщица, ее «конек» – ручная вышивка подризниц, с такими поистине сказочными узорами, что хоть завтра представляй изделия на самую престижную выставку.

Мастерицы с благодарностью отзываются о постоянном пастырском внимании владыки Феофана, стремящегося создать им надлежащие условия работы. И, несмотря на скромную зар-плату, женщины трудятся по-настоящему самоотверженно, с вдохновением, потому что чувствуют заботу, сознают важность своего дела. Немало способствует доброму настроению в коллективе и матушка Олимпиада, о которой все работницы отзываются чрезвычайно тепло: это ответ на ее материнскую заботу. По-своему отражает атмосферу искренности и человечности обилие пышных цветов на широком подоконнике, за ними с любовью ухаживает Люда Беловод. А уж увидеть в мастерской аквариум с рыбками, честно признаться, вовсе не ожидала.

Дружный, славный коллектив мастерской оставил о себе такое теплое впечатление, какое в наши дни встретишь, увы, нечасто. Думаю, отныне я иными глазами буду смотреть на красоту наших храмов, на их рукотворное великолепие…