00:00, 13 апреля 2006 года

Тысяча - «условно»

Рассказали о выступлении классного руководителя на родительском собрании в одной из школ Ставрополя.

- Да, приплачивают нам по тысяче рублей в месяц, - подтвердила учительница.

– Делим на 22 рабочих дня и на 25 учеников в классе. Разделили? Вот столько мне набавили за работу с каждым вашим ребенком в день…

Я тоже разделила, получилось – рубль 80 копеек. И это без налогов. Как хотите, а желание осуждать меркантильность наставницы юношества поутихло.

В школах говорят, что ожидали от этой части национального проекта другого – что в штатном расписании появится должность освобожденного классного воспитателя. Сейчас классный руководитель – это учитель-предметник, у которого, кроме обязанностей воспитателя, еще и преподавательская ставка, а то и полторы-две. Но ничего не изменилось: освобожденные воспитатели по-прежнему положены только в гимназиях, да и то, конечно, не во всех классах. К примеру, в Ставропольской гимназии № 25 они имеются в старшей ступени и объединены в кафедру воспитательной работы. Однако в пятых-девятых классах воспитанием занимается все тот же предметник с нагрузкой в 25-30 часов физики, биологии или литературы в неделю. Так что проблему классного руководства здесь видят с разных сторон.

Поэтому именно в двадцать пятую гимназию я обратилась с вопросом, что изменила (или изменит) в работе школы «президентская тысяча».

В разговоре участвовали Надежда Киричек, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Инна Пешкова, заведующая кафедрой воспитательной работы старшего звена.

Первое, что сказали мои собеседницы: после введения надбавки увеличилось количество бумажной работы – отчетов, справок и т.д. Более агрессивным стало вмешательство в жизнь школы различных организаций и ведомств. Причем, подчеркнула Надежда Киричек, нам не предлагают участвовать в каком-либо городском или краевом мероприятии, с нами не советуются, а приказывают. И зачитала несколько «руководящих» бумаг навскидку из толстой папки: «вам необходимо организовать посещение учащимися кинофильма такого-то»; «вам необходимо направить заявку на участие в конкурсе сяком-то»; «вам надлежит представить информацию о том-то»… По словам Надежды Ивановны, она вздрагивает, заслышав три слова: «конкурс», «праздник» и «фестиваль». Впрочем, завуч уточнила: когда речь идет о мероприятиях вне стен гимназии и последней зачастую абсолютно ненужных.

Ее поддержала Инна Пешкова: не так давно гимназистов в приказном порядке затребовали на внешкольное мероприятие – творческий вечер, который был подготовлен небрежно, без учета возрастных особенностей и ребят только разочаровал… И текучка эта бесконечна – недаром на совещаниях всех уровней учителя в последнее время слышат: вы нам эту тысячу отработаете! Они бы и рады отработать, но по-другому.

Ведь за бумажной волокитой, за круговертью мероприятий, организованной чиновниками, крайне трудно найти время на общение с конкретным учеником, на решение реальных проблем, стоящих перед классными руководителями и воспитателями.

Проблем этих достаточно. Много говорят о том, как за последние годы изменились дети. Но ведь изменились и их родители. По мнению моих собеседниц, порой не в лучшую сторону. Когда такое было, чтобы мать ученика говорила классной руководительнице: «Если вы считаете, что он плохо успевает по этому предмету, наймите ему репетитора – я оплачу!». Некоторые родители не только не следят, посещают ли их дети гимназию, но сами позволяют прогуливать: по случаю приезда или отъезда родственников, дня рождения папы, вызова сантехника для починки крана и т. д., и т.п. И речь ведь идет не просто об общеобразовательной школе, а об учреждении образования, дающем углубленные знания, куда детей определяют в том числе для того, чтобы эти знания повышали конкурентоспособность при поступлении в вузы. Причина такого положения, говорит Инна Пешкова, в том, что ценность знаний сильно поколеблена во многих семьях. Одни считают, что раз есть деньги – место на платном отделении вуза обеспечено в любом случае. Другие – раз денег нет, нечего и пытаться поступать… И это тоже проблема.

У Надежды Киричек есть мечта: воплотить в гимназии воспитательный проект «Ритм». Его идея – вовлечь каждый класс, каждого ребенка в творчество через систему малых проектов. Например, в прошлом году пятиклассники устраивали концерт для мам, каждый ребенок по мере своих возможностей попробовал что-то сочинить, спеть, станцевать. В этом году уже подросшие шестиклассники устроили в школе вернисаж своих рисунков «Любимое лицо». Чем больше ребенок участвует в таких творческих проектах, тем самостоятельнее, инициативнее, умнее он становится. Развитие его идет по спирали, оно включает в себя и осознание общечеловеческой ценности образования и культуры. В гимназии к этому стремятся. Однако времени на такую вдумчивую работу с детьми не хватает не только у классных руководителей, но и у освобожденных воспитателей гимназии. Они тоже пишут отчеты, водят классы строем на мероприятия да к тому же имеют и некоторое количество преподавательских часов – на ставку воспитателя не проживешь, а заветную тысячу им-то не добавили…

В соответствии с положениями национального проекта «Образование» разработаны и опубликованы новые «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя». Там перед педагогами поставлена задача – «поддержать растущего человека в его развитии». Но при нынешней системе воспитательной работы в школе, когда к тому же критерии оценки деятельности классного руководителя, скорее, внешние, формальные, да еще и очень размытые, добиться этой цели нелегко. (Не содержат конкретных критериев и сами «Рекомендации»). Проект «Ритм» пока больше существует в мечтах Надежды Ивановны и Инны Викторовны, чем в реальности.