Второй год идет на Ставрополье процесс реформирования системы местного самоуправления. Основная цель реформы – улучшение жизни населения. Наиболее приближена к нему власть муниципальная, следовательно, с наибольшим эффектом добиваться поставленной цели может именно она. Главное – чтобы было хорошо детям

Однако государство долгие годы не спешило наделять муниципальное самоуправление достаточными для этого полномочиями и средствами. С началом реформы процесс постепенного разграничения полномочий и соответствующих материальных ресурсов между государственной и муниципальной властью наконец-то начался. О том, каковы итоги первого года работы в новых условиях в сфере образования, журналист Александр Гриневский беседует с начальником управления образования администрации города Ставрополя Валентиной НОВИКОВОЙ.

– Валентина Ивановна, что показал первый год, посильная ли это задача для муниципалитетов – выполнение государственных полномочий?

– Испокон века образование было делом государственным. И с поставленными задачами город успешно справляется. Сегодня Ставрополь – лидер в освоении здоровьесберегающих программ, внедрении новых компьютерных технологий. Город поддерживает идеи реформирования существующей системы образования и активно включился в ее модернизацию. Ученики ставропольских школ показывают высокие результаты не только в учебе, но и в спорте, творчестве. Об этом свидетельствуют дипломы и награды различных конкурсов, олимпиад, в том числе и всероссийских. Педагоги Ставрополя постоянно работают над повышением своего профессионального уровня, внедрением в процесс обучения инноваций. Одними из первых мы взяли курс на воспитание в образовательных учреждениях конкурентоспособной личности. А после принятия новых федеральных законов на плечи муниципалитета легло еще больше ответственности за уровень подготовки выпускников, обеспечение безопасности детей и многое другое.

– Какие государственные полномочия были переданы городской отрасли образования?

– В соответствии с краевым законом нас наделили полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под наше «крыло» перешли санаторный детский дом № 1 и детский дом № 12. Они долгое время находились как бы вне поля зрения властей. Воспитательные, образовательные и чисто хозяйственные вопросы этим учреждениям приходилось решать с большим трудом. Отсюда и слабая материальная база, и недостатки в качестве образования, и низкий уровень социальной защищенности воспитанников. Теперь ситуация начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Стоит отметить, что администрация Ставрополя и раньше помогала этим детским домам. Но без соответствующих полномочий помощь носила больше благотворительный характер. Теперь, когда администрация отвечает за судьбу каждого воспитанника, изменился и подход к проблеме. Мы стали уделять более пристальное внимание созданию в детских домах комфорта, больше заботиться о питании и воспитании детей.

– За счет чего сегодня осуществляется содержание детских домов?

– Средства на реализацию закона о передаче отдельных госполномочий предусматриваются в бюджете Ставропольского края в форме субвенций. В прошлом году городу на эти цели было выделено более 25 миллионов рублей. Это, конечно, больше, чем было раньше. Но все же недостаточно, чтобы в полном объеме выполнять переданные Ставрополю государственные полномочия.

– Что было сделано за счет городского бюджета?

– Для обеспечения безопасности детдомов установлена пожарная сигнализация на сумму свыше 350 тысяч рублей, для детского дома № 12 на сумму 262 тысячи рублей приобретена мебель. Из местного бюджета на решение жизненно важных проблем – таких, как ремонт, содержание зданий и помещений, дополнительно изыскано более 1,5 миллиона рублей. Следует отметить, что это только начало работы.

– Хотелось бы остановиться на результатах деятельности управления образования в целом. Какие задачи стояли перед отраслью в минувшем году и насколько удалось их решить?

– В 2005 году усилия управления были направлены на создание условий для совершенствования содержания и повышения качества образования. Многое сделано для укрепления учебно-материальной базы. Финансирование отрасли «Образование» было полностью освоено. Отмечу лишь основные статьи расходов.

Это, конечно же, проведение капитального и текущего ремонтов образовательных учреждений. На эти цели в 2005 году израсходовано почти 23 миллиона рублей. Кроме того, было привлечено более четырех миллионов внебюджетных средств.

Приобретены и установлены кабинеты БОС «Здоровье», коррекции зрения и опорно-двигательный, классы-комплекты для системы образования, спортивные комплексы, ученическая и детская мебель, технологическое оборудование для пищеблоков и многое другое.

На проведение противопожарных мероприятий было выделено более 11 миллионов рублей бюджетных средств и 1,2 миллиона рублей внебюджетных поступлений. Сейчас оборудованы охранно-пожарной сигнализацией 74 учреждения образования. Причем в 41 из них монтаж охранно-пожарной сигнализации был выполнен именно в 2005-м.

Увеличилось число школьников, охваченных организованным горячим питанием, – с 72 (по данным 2004 года) до 82 процентов. В настоящее время на организацию питания детей в дошкольных учреждениях администрацией города и депутатами городской Думы дополнительно выделено 6 миллионов рублей, что позволило увеличить финансовую норму питания в день на одного ребенка с 30 до 40 рублей, а для детей с туберкулезной интоксикацией – с 40 до 50 рублей.

В связи с передачей ведомственных детских садов в муниципальную собственность расширена сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений с 53 до 56 учреждений. За счет рационального использования имеющихся площадей в 2005 году открыто 12 новых групп, что позволило обеспечить местами в детских садах еще 300 юных горожан.

Льготы по оплате за содержание детей в детских садах в размере 50 и 100 процентов установлены для 2242 воспитанников.

На 200 по сравнению с 2004 годом увеличилось число малышей, посещающих специальные коррекционные группы для детей с ослабленным здоровьем. На базе детсада № 76 открыта группа для детей – инвалидов-колясочников. Всего в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Ставрополя работает 165 коррекционных групп. Это самый высокий показатель в крае.

– Вы говорили о модернизации образования, в том числе и за счет компьютеризации образовательного процесса. Насколько удалось улучшить техническую базу?

– На приобретение учебного оборудования в прошлом году мы израсходовали в 3,5 раза больше средств, чем в 2004-м. Это позволило оснастить современным мультимедийным оборудованием, компьютерной техникой 29 учебных лабораторий. В 2005 году приобретено 14 компьютерных классов. Если в 2003-м на один компьютер приходилось 76 человек, то на первое сентября 2005-го этот показатель уменьшился до 42 человек, в то время как краевой показатель – 56.

Кроме того, в минувшем году мы создали два расширенных межшкольных методических центра, где обучают учителей использовать современные технологии в воспитательно-образовательном процессе.

– Какие задачи стоят перед управлением образования?

– Они поставлены перед нами главой города Ставрополя, городской Думой и направлены на дальнейшее развитие отрасли «Образование». Мы стараемся работать на перспективу, а для этого необходим глубокий анализ, объективная оценка деятельности всей образовательной сети.

Администрация Ставрополя выступает с инициативой строительства школ в 204-м квартале и микрорайоне Чапаевка, малокомплектных детских садов в густонаселенных частях города.

В самое ближайшее время будут открыты классы предшкольной подготовки в юго-западном и северо-западном микрорайонах, создана старшая многопрофильная школа. Мы продолжим работу по укреплению учебно-материальной базы учреждений. Самое главное, чтобы детям было комфортно в детских садах и школах.

(Соб. инф.).