00:00, 4 апреля 2006 года

Обложили

«Открытое письмо» на эту тему, а также пространный материал под заголовком «Крепко уселся?» поместил на своих страницах в конце марта один из ставропольских еженедельников. Текст был подкреплен многозначительным анонсом: «Глава Изобильненского района, разваливая экономику своего муниципалитета, сам живет на широкую ногу».

Вот тут первая, не требующая проверки промашка вышла: Яковлев возглавляет лишь администрацию муниципального района (является наемным чиновником), глава района – Андрей Чуриков – обладает значительно большими полномочиями. Ну никак не могли этого не знать авторы публикации: глава города Изобильного Павел Харченко, бывший директор Изобильненского водоканала Виктор Баркалов, бывший главный архитектор района Геннадий Ленцов, генеральный директор ООО «Радуга» Павел Чуриков и коммерческий директор ООО «Рынок «Светлана» Сергей Поляков.

Впрочем, судя по публикациям, промахнулись авторы и в подавляющем большинстве фактов, которые вменялись в вину Петру Яковлеву. Об этом через некоторое время сообщили и уже упомянутый еженедельник, и районная газета «Наше время» в одноименных публикациях «Крепко приврали!». Нет нужды их пересказывать. Остановимся лишь на ключевых моментах.

Так, оппоненты главы администрации утверждали, что за последние полтора года (Яковлев вступил в должность 8 апреля 2004-го) банкротами стали еще недавно прибыльные маслосырозавод, хлебозавод, компания «Оборонпродкомплект», в разы выросло число безработных. Но вот незадача: заявления по делу о банкротстве этих предприятий были поданы еще до вступления П. Яковлева в должность главы. Кстати, мэр города П. Харченко в то время, когда разваливались важнейшие предприятия райцентра, уже стоял у руля. Он-то куда смотрел?..

- А вы на этот документ взгляните, мы его в прокуратуру передали, - Павел Харченко протянул мне постановление главы администрации района, датированное 1 февраля 2006 года, - Яковлев на 49 лет отдал в аренду совхоз-заводу «Кавказ» десятки гектаров земель сельхозназначения. За почти полсотни лет много воды утечет. А этим ООО, между прочим, чеченцы рулят…

Кто бы ни возглавлял «Кавказ», повода отказать ему в аренде земель, как пояснили мне в районной администрации, попросту не было. ООО «Кавказ» имеет свидетельство госрегистрации, есть и постановление «старой» рай-госадминистрации «О передаче земель». Распределять участки по национальному признаку в России никому не позволено.

Что касается дома. Петр Яковлев говорит, что готов был поселиться в строении, где жил бывший глава администрации. Но этот дом архисрочно приватизировали. Другие предложенные особняки оценивались в пределах трех миллионов рублей. Чтобы не обременять бюджет, глава района Андрей Чуриков, согласно контракту, принял решение за миллион с небольшим выкупить в муниципальную собственность дом в поселке Рыздвяном, где Яковлев с семьей проживал раньше. В муниципальной собственности этот дом находится и поныне. Автомашина «Тойота» была приобретена по согласованию с правительством края. Практика показывает, что эксплуатация отечественной «Волги» в течение двух-трех лет влетает в копеечку...

О рынке, наверное, придется говорить подробнее. По словам Павла Харченко, рынок «Центральный» лет пять назад доход в казну приносил мизерный – до семидесяти тысяч рублей в год. После того как большинство площадей, на которых ведется торговля, стали сдавать в аренду, бюджет Изобильного ежегодно пополняется почти миллионом рублей.

Когда П. Яковлев вступал в должность, на рынке торговали с лотков, с кузовов автомобилей, товары хранились в примитивных палатках, санэпиднадзор едва успевал выписывать предписания нарушителям. Будучи человеком амбициозным, новый глава райадминистрации во всеуслышание заявил, что такого положения не потерпит, рано или поздно создаст на территории рынка «Центральный» торговый комплекс, отвечающий всем современным требованиям, в том числе и условиям безопасности.

Владельцы лотков и палаток всполошились: круто берет чиновник, глядишь, и впрямь застроит прибыльную территорию на свой лад… Тотчас же началась игра на опережение. Предприниматели спешно «столбили участки». В течение нескольких месяцев как грибы после дождя на территории рынка выросли пластиковые модули магазинов и магазинчиков, помещения с ролевыми ставнями (покупатели называют их «роликами»). Тогда же кто-то пустил «утку», что Яковлев, дескать, собирается прикарманить рынок. По рукам предпринимателей начала гулять бумажка с «прейскурантом»: кому и сколько надо «отстегнуть», чтобы остаться на территории «Центрального». В «списке» были все контролирующие и надзирающие чиновники, вплоть до первых лиц правительства края. Многие понимали, что это фальшивка, но все равно платили сборщикам исправно.

Были и те, что не платили. Зачем человеку, имеющему право на разрешительную подпись, лишние траты? Не проще ли под шумок построить пару магазинов и оформить их на подставное лицо? Доход будет пусть не очень большой, но постоянный. Недвижимость в цене не падает…

В итоге далеко не всем представителям малого бизнеса удалось стать владельцами стационарных торговых мест. Один из моих знакомых, имея (по местным меркам) неплохой стартовый капитал, так и не смог приобрести ни «ролик», ни модуль, ни участок под строительство. Ему шепотом называли фамилии власть имущих (подлинных владельцев) и поясняли: мол, кто же продает курицу, которая в течение многих лет будет нести яйца. Пусть и не золотые…

Самое интересное, необходимые для строительства документы «успешно» подписывались в разрешительных, контролирующих и надзирающих органах. Дескать, все нормы и правила соблюдены, торгуйте на здоровье. Но когда районная администрация сделала официальные запросы в те же надзирающие органы, ответы огорошили. Приведем выдержки лишь из одного документа № 178, подписанного в феврале 2005 года заместителем главного врача ФГУ «Центр госсанэпиднадзора в Изобильненском районе» Т. Воргулевой:

«Центральный рынок, если его считать таковым в целом, не соответствует СП (видимо, санитарным правилам?) 2, 3, 6. 1066-01, а именно:

- санитарно-защитная зона в 50 м до жилья не выдержана;

- нет четкого разграничения функциональных зон (хозяйственной, административной, складской);

- нет стоянок для автотранспорта;

- на рынке отсутствуют условия для торговли продовольственными товарами без промышленной (заводской) упаковки…».

Далее отмечалось, что объекты торговли и общественного питания (магазины, павильоны, киоски, кафе), находящиеся в собственности частных предпринимателей и юридических лиц, функционально не связаны с рынком и рассматриваются как отдельные объекты города, а не рынка (выделено автором документа).

Почти одновременно отделение государственного пожарного надзора доводит до сведения райадминистрации результаты плановой проверки рынка. Вывод: «Объект находится в неудовлетворительном противопожарном состоянии». Ознакомившись с этими документами, П. Яковлев в очередной раз обращается к главе Изобильного П. Харченко и депутатам горсовета с просьбой рассмотреть вопрос о продаже или безвозмездной передаче муниципального имущества (движимого и недвижимого), расположенного на территории центрального рынка, муниципальному району.

Горсовет в просьбе администрации района отказал. Яковлев с этим не смирился, заявил, что своего добьется.

- С Яковлевым не договоришься, - отметил в разговоре со мной мэр Изобильного. – Человек слишком уж своенравный, на компромисс идти не хочет…

И все-таки предпринимателям в ходе встречи с руководством райадминистрации удалось по большинству вопросов достичь с Петром Яковлевым компромисса. Представители малого бизнеса с болью говорили о том, что в торговлю пошли не от хорошей жизни, что свое шаткое благополучие строили в течение долгих пятнадцати лет, что их со всех сторон обложили поборами, и только в последнее время они начали работать нормально…

Аргументы торговцев были просты и понятны: покупатели не поедут на рынок «Светлана», куда администрация предложила до окончания реконструкции «Центрального» переместить торговые точки. Да и перемещение это потребует дополнительных затрат. Яковлев согласился с многими доводами, в том числе и с тем, что необходимо в ближайшее время пересмотреть налоговый коэффициент. Предложил создать инициативную группу, с которой представители администрации обговорят подробности соглашения.

Скандал вроде бы завершился. Но кому он принес пользу? Как понять, например, главу Изобильного П. Харченко? Дело-то с главой районной администрации одно делают. Мэр является депутатом райсовета и на его заседании мог высказать Яковлеву все, что о нем думает. В конце концов в суд мог обратиться.

А может, дело в другом? В городе поговаривают, что публикация «Крепко уселся?» является пробным шаром перед началом избирательной кампании - в этом году должны состояться выборы главы райцентра…