00:00, 31 марта 2006 года

Плюс на минус

Главная цель административной реформы не должна ограничиваться только строительством новых взаимоотношений на уровне муниципалитетов, отметил руководитель проекта «Административная реформа» Центра стратегических разработок В. Южаков. Необходимо прежде всего «повышение удовлетворенности граждан качеством государственных услуг». И если подходить с этой меркой, то конечная цель представляется туманной и очень далекой. Если учесть, что сейчас часто говорят чуть ли не о нулевом доверии граждан к власти. Социологические исследования показывают: 72 процента чиновников качество госслужбы оценивают со знаком плюс, а со знаком минус - почти столько же (71 процент) простых граждан, не относящихся к бюрократическим кругам. И риск, что ничего не изменится, велик именно из-за возможного восприятия административной реформы как внутреннего дела чиновников. Успешная же реализация нововведений возможна только при активном участии гражданского общества.

Из центра не так просто разглядеть наши проблемы, тем более что административная реформа тесно переплетается с муниципальной. Полная и объективная картина может получиться только при сотрудничестве власти федерального и местного уровня. Именно об этом говорил начальник отдела федеративных отношений и государственного управления Минрегионразвития РФ С. Беляков. Но и его поставили в тупик некоторые дилеммы, о которых поведали чиновники из регионов. Попробуйте, например, решить такую задачку: на поселенческий уровень передано 27 полномочий, а консолидированный региональный бюджет может обеспечить исполнение только девяти из них, что делать с оставшимися? Или вот эту. Вместо 39 бюджетов в Волгоградской области появилось 493. Из них лишь несколько самодостаточны, то есть могут заработать на жизнь. Можно ли назвать такое положение самоуправлением? Следующее задание звучит так: если в каждом муниципалитете посадить специального человечка для учета бюджетных трат, штат в целом по области прирастет почти на пятьсот человек, посчитайте общую экономическую «эффективность». Получается, чтобы внедрить муниципальную реформу в той же Волго-градской области, понадобится 7,5 млрд. рублей, Ставропольскому краю надо еще больше – 9 мрлд. рублей. Где их взять? В других регионах положение аналогичное.

Ответ гостей из Москвы оригинальностью не отличался – учитесь зарабатывать. Лаконично охарактеризовал ситуацию вице-губернатор нашего края Б. Калиничев: «Стронули власть в России. Теперь надо быть очень осторожными, не делать очередного поспешного шага». Именно Ставрополье на него и отважилось раньше других на целый год. В итоге мы помогли коллегам из других регионов: по инициативе ставропольчан в закон о местном самоуправлении внесено до ста поправок. Утешает, что другим легче будет. Но не настолько, чтобы без проблем. Не случайно же многие до сих пор не решились пойти на реформу. Им, как известно, дан срок до 1 января 2009 года.