00:00, 25 марта 2006 года

Поправить просчеты

В январе 2000 года совещание работников образования одобрило «Национальную доктрину образования в Российской Федерации» и «Концепцию структуры и содержания общего среднего образования». Затем появились два новых документа: постановление правительства России «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» и распоряжение правительства РФ № 1756-р от 29 декабря 2001 года. Однако, считает А. Черногоров, позиции, заявленные в этих документах, своей пестротой и множественностью просто сбивают с толку работников образовательной сферы. В документах не содержится всей полноты комплексных мер, необходимых для реальной модернизации. Они или предельно общие, или чрезмерно конкретные, разовые. Возникает вопрос: не реформы ли это ради реформ? Общество, педагогические коллективы, родители не удовлетворены состоянием образования, его финансированием, результатами, качеством образования, а особенно – здоровьем учащихся. В федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы среди стратегических нет задачи укрепления здоровья детей.

Губернатор считает приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение» своевременными. Однако порознь подготовленные, они не совсем эффективно решают задачу сделать школу местом, где не только учат, но и воспитывают, уберегают от «школьных» болезней.

По мнению Александра Черногорова, необходимо соединение усилий министерств – образования и науки и здравоохранения - для решения задачи здорового развития подрастающих поколений. В 2001 году на Ставрополье при губернаторе края был создан координационный совет по вопросам реализации государственной политики в области охраны здоровья детей и подростков, аналогичные советы появились в территориях края. Были разработаны и успешно реализуются краевая, городские и районные программы по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Мы имеем положительную динамику оздоровления школьников. Продолжением программы стал комплексный межведомственный план по охране и укреплению здоровья детей и подростков в Ставропольском крае на 2005-2006 годы.

Что касается приоритетного национального проекта «Образование», то разработка, согласование и подписание государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность всех уровней власти по его выполнению, идет с задержкой. Так, правительством страны еще не утвержден порядок конкурсного отбора лучших учителей и талантливой молодежи. В установленный на федеральном уровне перечень образовательных учреждений (для доплат классным руководителям) не вошли вечерние и коррекционные школы, учреждения интернатного типа, школы – детские сады. Эти просчеты необходимо ликвидировать. Следует внести поправки и в критериальные подходы к конкурсному отбору лучших учителей. Обязательное наличие у претендентов высшего образования автоматически исключает возможность участия в конкурсе большого числа преподавателей начальных классов. К сожалению, проект практически не касается таких важных уровней, как дошкольное, начальное и среднее профессиональное образование.

Главу края всерьез настораживает тенденция к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, - а говоря попросту, ликвидация малокомплектных школ. На Ставрополье не закрыли ни одной школы.

Кстати

Как сообщили в министерстве образования края, завершается прием заявок на участие инновационных школ в грантовой программе национального проекта «Образование». Документы подали уже 25 территорий. По распоряжению министерства, районы и города представляют в полтора раза больше претендентов, чем определено квотой, - так можно отобрать лучших.